Михаил Тверской. Путь домой

112 IX. Иллюстрированная история России Василия Петровича Верещагина В 1890 г. в Санкт-Петербурге был издан альбом рисунков про- фессора исторической живописи Императорской Академии худо- жеств В.П. Верещагина (1835- 1909) «История Государства Рос- сийского в изображениях Дер- жавных его Правителей». Вот что написал сам профес- сор Верещагин в предисловии к этому изданию: «Издавая «Исто- рию Государства Российского в изображениях Державных его Правителей» в виде альбома, считаю нужным пояснить, что, приступая к выбору и составле- нию этих рисунков, я не зада- вался целью захватить и картин- но изобразить все замечательные события более чем тысячелет- ней жизни России, а имел в виду и намеревался, изображая Дер- жавных Правителей в строгом хронологическом порядке, пред- ставить общую картину роста, развития и постепенного воз- вышения России. В этом смыс- ле предлагаемые вниманию рус- ского общества рисунки могут быть рассматриваемы как иллю- стрированная хронология, кото- рая может и заинтересовать из- учением русской истории, и об- легчить его, давая возможность следить за событиями отдельно, по каждому рисунку, в пределах известного времени, а с тем вме- сте способствуя сосредоточению внимания и скорейшему запоми- нанию события, при более отчет- ливом и ясном представлении о них». Загадка двух картин Орлова В экспозиции Тверской областной картинной га- лереи представлены картины, привлекающие осо- бое внимание посетителей. «Напутствование кня- зя Михаила Тверского» и «Смерть Михаила Твер- ского» были созданы в 1847 г. художником Орло- вым. На них изображены последние минуты жиз- ни благоверного князя Михаила Тверского. Но кто этот автор, оставивший свою подпись: «Орловъ» на одной из полотен, не указав свои инициалы? Это исторические композиции, иллюстрирую- щие дословно житие князя, написанное игуменом Александром. В пышной повествовательной мане- ре по всем законам академической живописи сере- дины ХIХ в. прославлен подвиг князя Тверского. На одной из них коленопреклоненный князь с сыном Константином внимает словам игумена Алексан- дра. Шея князя закована в колодку. Справа появля- ется убийца – бритоголовый золотоордынский воин с обнаженным кинжалом. Венчает картину летящий ангел с мученическим крестом. Посредством парад- ной торжественной композиции автор стремится к прославлению подвига любви и самопожертвова- ния. Ради этого художник несколько грешит против исторической истины, показав палачом князя соби- рательный образ врага. Вероятно, историческую программу картин со- ставлял для художника соборный священник. Со- хранились архивные документы – записки о содер- жании пяти их десяти предполагаемых произведе- ний, иллюстрирующих житие князя. Два написан- ных Орловым полотна избегли излишнего много- словия и обилия деталей, которые предполагал ав- тор программ, во имя основной идеи – помпезного прославления подвига князя. Картины были помещены в соборе на столбах против алтаря. Они имели огромный успех и были опубликованы как иллюстрации к житию Михаила Тверского, составленному священником тверского кафедрального собора Александром Соколовым в 1864 г., литографированы в типолитографии Нови- кова гравером Эбергардом Лилье. Много лет искусствоведы считали, что авто- ром картин являлся Пимен Никитич Орлов (1812- 1865), блестящий художник, ученик портретно- го класса знаменитого мастера К.П. Брюллова. С 1841 г. до конца жизни художник работал в Ита- образ михаила ТВЕРСКОГО В ИСКУССТВЕ Князь Михаил Тверской перед ханом Узбеком.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1