Михаил Тверской. Путь домой

113 лии, где он достаточно быстро завоевывал извест- ность своими картинами, написанными в традици- онном итальянском варианте с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстанов- ки. Большинство своих полотен Орлов выставлял в Риме и был довольно известен итальянской публи- ке. Возник вопрос, как этот бытописатель и пор- третист золотой молодежи мог написать по заказу тверского купца А.И. Сутугина полотна большого размера для тверского кафедрального собора? Загадка разрешилась научным сотрудником Го- сударственной Третьяковской галереи доктором искусствоведения С.С. Степановой, которая изучи- ла хранившиеся там произведения художника Ива- на Петровича Орлова и нашла в архиве документы, бесспорно свидетельствующие о том, что именно он является автором знаменитых картин. Орлов Иван Петрович (1815-1861) родился в селе Нестерово Старицкого уезда Тверской губернии. Он был сыном церковнослужителя, вольноотпущен- ным из государственных крестьян. Учился в Худо- жественном классе в Москве (1837-1841). В 1840 г. за отличные успехи в живописи получил от Импе- раторской Академии художеств звание неклассного (свободного) художника. В 1842 г. за картины «Пас- ха» и «Исцеление расслабленного» награжден ма- лой серебряной медалью. В 1847 г. именно он ис- полнил по заказу картины «Исповедь великого кня- зя Михаила Тверского перед кончиной» и «Убиение его в Орде» для Тверского соборного храма, кото- рые удостоились «особого внимания» президента Академии художеств герцога Максимилиана Лейх- тенбергского. В 1840-е гг. И.П. Орлов преподавал во 2-й Рисовальной школе в Москве. Он писал кар- тины со сценами народной жизни и портреты со- временников. Конечно, на его творческую манеру оказал влияние кумир художников этого времени – Карл Брюллов, которому Иван Орлов подражал, ра- ботая над картинами из жизни Михаила Тверского. Как уроженец тверского края, мастер, несомненно, хорошо знал житие великого князя, поэтому взялся за выполнение этой работы. До разрушения собора в 1935 г. картины находи- лись в храме. Поразившие современников, они ча- сто использовались как образцы для создания мо- нументальных росписей в тверских храмах. Неко- торые из них сохранились на стенах церквей в Ива- нищах, Семёновском, Кое, Савцыно. Ната Майорова, искусствовед Напутствование Михаила Тверского Смерть Михаила Тверского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1