Михаил Тверской. Путь домой

16 иНГУШЕТИЯ. ДРЕВНЯЯ ЛЕГЕНДА II. ДРЕВНИЙ НАРОД МОЛОДОЙ РЕСПУБЛИКИ «Страна Башен» Ингуше- тия – самый малый по тер- ритории субъект Российской Федерации и один из самых загадочных и живописных регионов нашей страны. На её земле есть много уголков, завораживающих прелестью нетронутой природы и древ- ними каменными сооружениями. Потрескавшие- ся от времени стены старинных храмов, возвыша- ющиеся над зелёными равнинами средневековые башни, полустёртые узорчатые росписи напомина- ют об ушедших поколениях, когда-то живших на этой земле. Ингушетия, образованная в 1992 г., является еще и самой молодой республикой России, хотя галгай (по-ингушски – гlалгlай) – один из древнейших на- родов Кавказа. Территорию Ингушетии люди начали заселять в эпоху палеолита, задолго до формирования ингуш- ского этноса. По мнению некоторых ученых, ингу- ши являются автохтонами — наследниками пле- мен кобанской культуры (1-е тысячелетие до н. э.). Гlалгlай известны в древних источниках под раз- ными названиями, но с наступлением первого ты- сячелетия н. э. праингушские народности Север- ного Кавказа в письменных источниках именуются аланами. Аланы отметились в истории как племе- на, устраивавшие в IV-V вв. военные походы на за- падноевропейские земли и принимавшие участие в ирано-византийских столкновениях в VI-VII вв. В X столетии аланы основали государство, цен- тром которого был «город солнца» Магас. Однако в XIII в. Аланию постигла участь многих земель, ра- зоренных золотоордынскими завоевателями. Боль- шая часть её отошла во владения Золотой Орды, но ряд горных селений остались непокоренными – на- род яростно отстаивал свое право на свободу и не- зависимость. Упоминания о борьбе горцев с захват- чиками встречаются во многих памятниках пись- менности. Благодаря этим мужественным людям, традиции аланов, их язык и культура сохранились в горах Ингушетии и прилегающей к ней Чечни. Ядром ингушской культуры является эздел – это мораль и нравственность, этика и философия жиз- ни народа. Высшей духовной ценностью для ин- гушского народа является ценность родной зем- ли. Родина – в переводе на ингушский язык звучит: «Даькъасте», «Даймохк» («Земля отцов»; от слова «да» - отец). В старину говорили: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир!». Прочная связь ингушей с предками сохраняется в преданиях, в жизненных позициях, в поддержа- нии привязанности к родным местам и поселени- Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии Башенный комплекс Лялах Солнечные могильники Ингушетии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1