Михаил Тверской. Путь домой

33 ты тюрки, арабы, персы, русские, черкесы и даже еврей из Андалусии. Из описания Ибн-Баттуты известно о наличии в городе большого количества крупных и малых ме- четей. Чуть раньше о Маджаре упомина- ют русские летописи, описывая события 1318–1319 гг. в связи с гибелью в Орде тверского князя Михаила, тело которого везли через Маджар. Из повествования мы узнаём о наличии в Маджаре в начале XIV в. христианского храма. Маджар, как и государство его породив- шее, переживал и расцвет и упадок. Он прекратил своё существование, по-видимому, в конце XIV в. в ре- зультате распрей и войн. С XVI в. Маджар на картографических источниках присутствует как «вольный город»: сюда стекались казаки-старообрядцы с Дона и Терека. С первой трети XVII в. территория древнего города Маджар попа- дает в сферу интересов Московского государства. Святой Крест В 1723 г. около 700 армян и грузин, из числа переселившихся в Гилян, поступили на Российскую службу и составили несколько рот и эскадронов нерегулярных войск, которые использовались около восьми лет в Гиляне, затем в 1730 г. были переведены в Дербент, в 1738 г. – в кре- пость Святого Креста, основанную Пе- тром I, а в 1786 г. – в Кизляр. В декабре 1796 г. вступивший на престол Павел I прекратил успешно начатый в том же году персидский поход и отозвал русские вой- ска из Персии. Вместе с войсками Каспий- ского корпуса в 1796 г., опасаясь мести со стороны Ирана за содействие армяно- русским войскам, на Кавказскую линию перешли около 500 семейств из Дербентского ханства и Мискурского кагала (округа). Позже россий- ское подданство приняли еще 11000 армянских семей, вышедших с территорий современного Нагор- ного Карабаха, в то время подконтрольных Персии. Эти армяне были расселены в Кизлярском, Моз- докском и Георгиевском уездах. Указом от 28 октября 1799 г. (№ 19166) Павлом I была утверждена «жалованная грамота» в которой армянам было разрешено избрать там свойственный им образ жизни, получив потребное количество земли для ведения сельского хозяйства и развития животноводства. «Тем из них, кто по способности к ремеслам и торговле пожелает водвориться в городе, основать оный на месте, где были Старые Маджа- ры, и наименовать его городом Святого Креста», повествует Указ. Буденновск В 1920 г. название Святого Креста как «религиозное» заменяется на Прикумск по расположению го- рода на реке Кума. В 1935 г. его переименован в Буденновск по фамилии советского военного деятеля Семена Буденного, посетившего в том году Прикумье. В 1957 г. возвращается название Прикумск, но в 1973 г. город снова переименовывается в Буденновск. В настоящее время Буденновск является растущим городом с развивающейся экономикой. Вместе с другими городами Ставропольского края: Ставрополем, Пятигорском, Кисловодском, Железноводском и Георгиевском он был включен в список исторических городов Российской Федерации. Ю.Д. Обухов, директор Краеведческого музея села Прасковея Буденновского района Мавзолей в г. Маджар на гравюре П.С.Палласа. 1793 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1