Михаил Тверской. Путь домой

43 Хачкар, в дословном переводе с армянского крест-камень («хач» – крест, «кар» – камень) – удивительнейшее явление Армении, представляющее из себя каменную резную стелу с изображением креста. Их устанавливали по любым поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строитель- ства храма, они служили межевыми знаками и очень часто – могильными памятниками. На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, и каждый из них уникален. Также хачкары стоят во многих городах и селах России, там, где проживают предста- вители армянской общины. славлении мощей святого Михаила Тверского, ког- да во время стоянки в городе Маджар произошло чудо светостояния. И, конечно, армяне города всег- да дорожили памятью о христианском мученике. Однако современные научные исследования по- зволяют говорить о том, что реальная история по- читания тверского князя армянами началась еще в средние века. ХАЧКАР ДРЕВНЕГО ГОРОДА МАДЖАР Согласно русским пись- менным источникам, траур- ную процессию с телом Ми- хаила Тверского в городе Мад- жар встречали купцы, знавшие князя. Они хотели «прикрыть тело святого драгоценными покрывалами и со свечами до- стойно поставить в церкви. Но приставленные к нему не- милостивые бояре не дали им даже посмотреть на блажен- ного, но со многими ругатель- ствами поставили под стра- жей в одной хлевине». Агрес- сивное поведение промосков- ских бояр, сопровождавших тело князя, вполне объяснимо: они везли своего врага и в их обязанности входило не допу- стить оказания почестей уби- енному и уж тем более отпева- ния в местной церкви. А про- ститься с великим князем по- желали многие. Церковь, которая упомина- ется игуменом Александром, описавшем последние дни Михаила Тверского, очевид- но, принадлежала к Сарайской русской православной епар- хии (иначе бы священник дал какие-либо пояснения и указа- ния). Сарайская православная епархия была учреждена ми- трополитом Кириллом II в 1261 г. с разрешения хана Зо- лотой Орды Берка и занимала всю южную Россию до границ Рязанской епархии. В состав Сарайской право- славной епархии входили все христиане, живущие в непо- средственных владениях Зо- лотой Орды: русские, нахо- дившиеся в самой орде, тата- ры, принявшие христианство, и горцы Северного Кавказа, исповедовавшие христианское православное вероучение. Но нельзя забывать, что го- род Маджар, стоящий на пере- крестье дорог Великого шел- Армяне Буденновска чтут память о погибших во время теракта 1995 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1