Михаил Тверской. Путь домой

72 и поклонятся ему все цари... VI. РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ Среди живопис- ных пейзажей Абха- зии у подножия горы Афон на солнце свер- кают золотые купола Новоафонского пра- вославного монасты- ря, который по праву считается крупнейшим духовным центром христиан- ского Кавказа. Ново-Афонский монастырь был основан в 1875 г. монахами монастыря святого Пантелеймона из Афо- на, расположенного в Греции. Они попросили чрез- вычайного и полномочного посла России при Отто- манской Порте (Турции) графа Н.П. Игнатьева воз- будить ходатайство о предоставлении им в Закавка- зье небольшого количества земли для устройства мужского монастыря. В феврале 1875 г. Игнатьев написал в письме наместнику Кавказа великому князю Михаилу Николаевичу: «Глубина право- славных убеждений, чистота и строгость жизни… нашей братии на Афоне служит, мне кажется, ру- чательством, что и на Кавказе иноки эти будут по- лезными и ревностными деятелями распростра- нения Православия…». Наиболее величественным и изящным строе- нием обители является расположенный внутри монастыря собор во имя великомученика Пан- телеймона, вмещающий до 3 тысяч человек. Он был воздвигнут в 1888–1900 гг. по проекту архи- тектора Н. Никонова. Первый камень в фунда- мент собора торжественно был заложен 24 сентя- бря 1888 г. при непосредственном участии импе- ратора Александра III и императрицы Марии Фе- доровны. А в 1900 г. в память о чудесном спасе- нии царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г., было решено освятить боковые приделы 1-го и 2-го этажей собора в честь небес- ных покровителей царской семьи, среди которых значился и Михаил Ярославич Тверской. В честь него был назван младший сын Александра III. Стены собора расписаны в 1911–1914 гг. ма- стерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руковод- ством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Предпо- лагают, что в работе участвовал Михаил Василье- вич Нестеров, великий художник, больше 22 лет занимавшейся церковными росписями и иконами. Настенные росписи Пантелеймонова монасты- ря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире. Сине-голубая цветовая гамма возносит ум в горний мир. Созерцание Бого- родицы в алтарной апсиде в россыпи золотых звезд создает динамику разлетающихся брызг и схожде- ния Божественного света одновременно! Лик Спа- сителя в центральной части рождает доверие и на- дежду на спасение. Лики святых угодников Божи- их то кажутся доброжелательными, то строгими. В куполах золотые звезды не потускнели от времени. Все удивительные по красоте росписи делают пространство единым и гармоничным. При этом Герб Абхазии ХРАМОВАЯ РОСПИСЬ НОВОГО АФОНА Ново-Афонский монастырь Собор во имя великомученика и целителя Пантелеймона

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1