Музыкальная жизнь Твери и губернии

11 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) В Загородском посаде Твери Дозорная книга называет только одно имя – подьяка Ивашки Шевелюхина 16 . Род певчего дьяка Ивана Шевелю9 хина упоминается также в Синодике Оршина монастыря за 1689 г. 17 Примем во внимание, что в середине XVII века Оршин монастырь был приписан к архиерейскому двору, а дворовое место Шевелюхина было пустым в 1626 г. Отсюда можно сделать вывод, что в трудные времена Смуты Шевелюхин перебрался в Оршин монастырь, где пел в хоре, а возможно и руководил им до конца своих дней. На протяжении нескольких десятилетий он из несколько пренебрежительно названного подьяка Ивашки превратился в уважаемого пев9 чего дьяка Ивана Шевелюхина. Интересно, что традиция поселения певчих дьяков на местах, при9 надлежащих архиепископу, т.е. как бы “на подведомственной жилплощади”, сохранялась и столетие спустя. Тверской архиепископФеофилакт Лопатинский (172391739) в переписке с архимандритом Новоиерусалимского монастыря Мелхиседеком в 1732 г. упоминает о строительстве нового подворья в Твери: “ И вместо того подворья определено внутри города Тфери в том же Рож/ дественском приходе, в котором и напредь Ваше подворье было, подле дво/ ра нашего дворового певчего Кондратья Борискова у церкви Рождества Пресвятыя Богородицы” 18 . Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, находи9 лась на территории нынешнего горсада, ближе к зданию Путевого дворца. Возможно, двор певчего Кондратья Борискова располагался именно внутри резиденции тверского владыки, т.е. на территории Кремля. В документах Савватьева Сретенского монастыря, расположенного близ Твери, обнаружилась интересная запись, сделанная в 1678 г. 19 : “ […]певчий Афонька Иванов пришел с Колязина монастыря тому два месяца а крепостей на него нет”. Запись подтверждает предположение о том, что певческая среда была весьма подвижной, и музыканты постоянно перемещались из одного монас9 тыря в другой. Каждый монастырский хор был заинтересован в музыкантах с хорошими голосами, возможно, поэтому их брали на клирос даже без необхо9 димых сопроводительных документов. Следующая информация о певчих Тверского Владычнего дво9 ра также относится к 1678 году. Это список хора Спасо9Преобра9 16 Подьяки наряду с пением выполняли и другие обязанности во время богослужений, например, читали по книгам. Двор подьяка Ивашки Шевелюхина находился на территории нынешней улицы Вольного Новгорода. 17 Синодик Оршина монастыря. 1689. ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. № 1776. Л. 169. 18 РГАДА. Ф. 281. № 12788. 19 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 16060. Л. 670 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1