Музыкальная жизнь Твери и губернии

13 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Этот вывод подтверждает анализ списка певчих дьяков и подья9 ков главных хоров России XVI9XVII вв. Из внушительного перечня про9 фессиональных певчих, составленного исследователем Н.П. Парфентье9 вым, мною были отобраны музыканты тверского происхождения 24 . Их оказалось всего восемь человек, причем пять указанных в списке имен с пометкой Тверитин относятся к первой половине XVII в., т.е. к тому времени, когда тверской Владычний двор был пуст 25 . Скорее всего, наи9 более заметных и способных певчих тверской архиепископ переводил в Москву, поближе к себе и своей резиденции, откуда они потом могли переходить в центральные хоры России. В целом же грамотные музыканты9распевщики – певчие дьяки – располагали определенной свободой и льготами своей профессии. Они могли по своему желанию передвигаться по монастырским обителям, обучая братию пе9 нию по крюкам, а позднее – по нотам. При этом музыкантам не вменялся в условие монашеский постриг. Во время пребывания в должности певчим дья9 кам выплачивали неплохое жалованье, немного деньгами, но обычно – про9 довольствием и платьем. Государевы и патриаршии певчие дьяки были в основном дворянами. Однако, поскольку церковные хоры формировались из наиболее талантливых в певческом отношении людей, туда попадали и выходцы из посадского насе9 ления, и даже из крестьян. Таким образом, музыка в рамках церковной культуры охватывала весь регион средневекового Русского государства: грамотные профессионалы9 музыканты – певчие дьяки – постоянно перемещались по стране, обогащая репертуар монастырских и архиерейских хоров привнесенными, а иногда и ав9 торскими распевами9разводами. Музыкальная жизнь древнерусского государ9 ства до конца XVII столетия была неким единым организмом – в ней отсут9 ствовали границы регионов, а влияния церковных певческих школ и мастеров распространялись по всей территории. Начиная с 1722 г. должности певчих дьяков в России были упраздне9 ны. Тем не менее, потребность в профессиональных музыкантах9хористах, конечно, оставалась, правда, теперь они именовались просто певчими. Приве9 ду список певчих Спасо9Преображенского собора Твери за 1723 год 26 . Он начинается с подьяконов, как руководителей архиерейского хора. Итак, 24 Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI2XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. – Челябинск, 1991. 25 См. Приложение к I2й главе. 26 Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии XVIII2нач. XX веков: родословные росписи. Санкт2Петербург, 2002. С. 1952196.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1