Музыкальная жизнь Твери и губернии

135 Г л а в а 4 ПЕРСОНАЛИИ ТВЕРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ переписывался в продолжение длительного времени, сообщал ему о событиях своей жизни, советовался с ним. Николай Николаевич Лодыженский появился в кружке в период становления творческих идеалов “балакиревцев”, в период увлеченной компо9 зиторской работы, частых встреч и бурного общения. “Сегодня собирались у Милия, завтра – у «Людмы» Шестаковой, послезавтра – у Кюи или у него самого (Стасова – Н.Д.). Повсюду шли разговоры о музыке, поэзии, о живописи, исполнялись новые вещи. Случалось, что у него (Стасова – Н.Д.) засиживались далеко за полночь, и тогда он сам шел провожать гостей по высокой лестнице. Он зажигал огарок, светил им, но и на лестнице еще продолжались горячие споры, и когда приходили вниз, то огарок был уже выгоревшим до конца, и обратно ему приходилось под/ ниматься в темноте. А гости шли провожать друг друга, да так и прово/ жали иногда всю ночь, от одного к другому, увлекая с собой порой и хозяи/ на, так что к утру всей компанией они возвращались снова в его квартиру варить утренний кофе” 308 . К 1867968 годам музыкальное сотрудничество Н.А. Римского9 Корсакова и Н.Н. Лодыженского становится активным и постоянным. Они вместе музицируют: играют в четыре руки, занимаются контрапунктическими упражнениями, просиживают вечера “за импровизациями и различными гармоническими опытами”, по выражению Римского Корсакова 309 . В письме, датированном 1868 годом и адресованном Н.А. Римскому9Корсакову, Лодыженский записывает: “Контрапункт продолжается…” 310 . Вспомним известное высказывание М.И. Глинки: “Жизнь есть контрапункт, сиречь противуположность”, которое вполне может служить эпиграфом к письму Лодыженского. Отправляя денежную сумму Римскому9Корсакову 311 , он подробно описывает, в какой последовательности появлялись составные части суммы: “Посылаю Вам все, что имею, именно 12 рублей; ибо достать нигде не мог”. Далее: “…Входит ко мне мой сожитель […] и оказывается у него 7 рублей. – Выходит 19… Не хватает рубля […] Наконец, Аксинья про/ извела для заключения одну ноту, на пикколо вместо литавр – (1 рубль) 308 М. Цетлин . Пятеро и другие, Москва: Изд. дом “Композитор”, 2000. С. 198. 309 Римский9Корсаков Н.А. Указ. изд. С. 74. 310 См.: Два письма Н.Н. Лодыженского Н.А. Римскому2Корсакову (РНБ. Ф. 640, Римский2 Корсаков. № 938). Эти письма, как и “Два письма Н.Н. Лодыженского Н.Н. Римской2Корсаковой” (РНБ. Ф. 640, Римский2Корсаков. № 1137) были подготовлены к публикации А.С. Розановым, но так и остались неопубликованными. См.: РГИИИ, кабинет рукописей. Ф. 88. Оп.1. Ед. 7. 311 Видимо, Лодыженский искал просимую Римским2Корсаковым денежную сумму, чтобы тот смог выехать из города и навестить семейство брата, жившее близ Выборга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1