Музыкальная жизнь Твери и губернии

136 […] 12, 7, 1 – это каббалистические цифры, постройте на них контра/ пункт в память того, как составились эти 20 серебренников. Я, со своей стороны, могу сочинить стихи […] Был контрапункт и вдруг разрешил/ ся в вожделенное заключение. Еще в 2 часа […] Вы были предметом каких/ то треволнений; я сам, начиная писать, мысленно страдал, что все про/ должаются четыре раза повторенные аккорды на больших терциях: c/e/gis, cis/f/a, d/fis/ais, dis/g/h. Итого двенадцать нот. Но вдруг после этого яви/ лась правильная гамма (семь нот)…” . Напутствуя Римского9Корсакова в дорогу, Лодыженский пишет: “Таким образом, побежден злой волшебник Черномор, именуемый безденежьем, мешавший Антару (т.е. Вам), ехать на родину Финна. Желаю Вам не провалиться (как Ратклиффу) и не ис/ пытать судьбы Садко, т.е. не утонуть” 312 . Отметим шутливый характер интонации письма Лодыженского – в балакиревском кружке игровой характер общения считался общепринятым – и подчеркнем воздействие философской сути глинкинского выражения. Влия9 ние Глинки на формирование эстетических взглядов балакиревского кружка было настолько мощным, что его высказывания осознавались, прорабатывались и усваивались ими как в переносном, так и в прямом смысле слов. Летом 1868 года Н.А. Римский9Корсаков вместе с супругами Бородиными и В.В. Стасовым приехал в Маковницы к Лодыженскому пого9 стить: “Помню, как сидя однажды у себя (в квартире брата 313 ), – записы/ вает Римский/Корсаков, – я получил его (Лодыженского – Н.Д.) записку с назначением дня отъезда. Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно пробудила во мне прилив какой/то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к «Псковитянке» в частности […] В имении […] я провел приятно около недели , – вспоми9 нает Римский9Корсаков, – глядя на хороводы, катаясь верхом с хозяевами и Бородиным, обмениваясь всякими музыкальными мыслями с последним за роялем. В бытность мою в Маковницах Бородин сочинил романс «Морс/ кая царевна» с его курьезными секундами в фигурациях аккомпанемента” 314 . А.П. Бородин и сестра Н.Н. Лодыженского, Анна Николаевна, испытали увлечение друг другом. Вслед за “Морской царевной” Бородин на9 писал романсы “Отравой полны мои песни” и “Фальшивая нота”. В них звучат 312 В соответствии с комментарием А.С. Розанова, в июне, июле и августе 1868 года Н.А. Римский2Корсаков оставался в Петербурге один и сочинял “Антара”. Его поездка в Выборг могла состояться между 22 июня и серединой июля 1868 года. Вильям Ратклифф – главный герой одноименной оперы Ц. Кюи, законченной в 1868 году, по драматической балладе Г. Гейне. Аксинья – кухарка, служившая у Н.Н. Лодыженского. 313 Воина Андреевича Римского2Корсакова (182221871). 314 Римский9Корсаков Н.А. Указ. изд. С. 81.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1