Музыкальная жизнь Твери и губернии

138 быстро сложилось мнение, как о неустойчивом и даже слабовольном характере, особенно по отношению к музыке. “Фим наигрывал мне…свои материалы для «Русалки», – сообщает Римский9Корсаков Стасову в письме от 30 июля 1870 года, – материалы хорошие, а что будет – не знаю, ждать от него много можно, а все9таки он Фим” 319 . Позже, в письме В.В. Стасову от 11/23 апреля 1873 года, находясь в Будапеште на дипломатической службе, Николай Лодыженский пытался объяснить свое творческое молчание: “Мало иметь импровизаторский та/ лант, – писал он. – Нужно работать, как работал Даргомыжский над «Каменным гостем». –А для этого нужно, чтобы внутри человека музы/ кальное влечение имело перевес над всеми другими. – Таково личное настроение Мусоргского, Римского/Корсакова, Кюи, Бородина. При всей моей любви к музыке я признаюсь, что многое другое более меня трогает и волнует. Область искусства, область чувства, – слишком односторон/ няя. Пишу Вам эти слова, чтоб раз навсегда покончить с тем недоразуме/ нием, что Вы и другие еще, кажется, не потеряли надежды, что из меня может что/нибудь выйти в музыкальном отношении. Если и выйдет, то лишь тогда, когда в других, более дорогих мне областях я достигну жела/ емого. Тогда музыкальная деятельность явилась бы прекрасным дополне/ нием (курсив мой –Н.Д. )…” 320 . Приведенная цитата свидетельствует о том, каким образом внутри бала9 киревского кружка изживался музыкальный дилетантизм и складывалось понима9 ние профессионализма в композиторском творчестве. В самом деле, иРимский9Корсаков, иМусоргский вынужденыбыли отказаться от военной карь9 еры в пользу музыки. Бородин жаловался на отчаянную нехватку времени для сочинения из9за того, что его основной профессией было занятие химией. Само время требовало изменения статуса композитора. Возможно именно то, что музы9 кальное творчество находилось уНиколаяЛодыженского на втором плане, в даль9 нейшем послужило причиной его несостоявшейся музыкальной карьеры. Однако, осознание этого пришло позднее. А во второй половине 609х годов Лодыженский был очень увлечен идеями и всей атмосферой балаки9 ревского кружка. Бывая на собраниях, слушал опусы своих товарищей и актив9 но участвовал в их обсуждении. Вместе с балакиревцами впитывал новые му9 зыкальные впечатления, посещая музыкальные спектакли и концерты. В фонде В.В. Стасова 321 сохранилась записка Н.Н. Лодыженского, адресованная 319 Там же. С. 337. Речь идет о набросках кантаты “Русалка” Н. Лодыженского на стихи М.Ю. Лермонтова. 320 В. Каратыгин. “Реквием любви” Н.Н. Лодыженского. De musica . Вып. 1. Л., 1925. С. 96. 321 РНБ. Ф. 738. № 338.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1