Музыкальная жизнь Твери и губернии

139 Г л а в а 4 ПЕРСОНАЛИИ ТВЕРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В.В. Стасову 18 апреля 1871 года, которая подтверждает, что “Лодыженский и Корсаков в понедельник в ложе первого яруса с правой стороны будут без сомнения”. Речь в данном случае идет о предстоящей 19 апреля премьере опе9 ры А.Н. Серова “Вражья сила”. (Спектакль был поставлен на сцене Мариин9 ского театра в Петербурге, дирижировал Э.Ф. Направник). Стасов хлопотал о билетах и просил Римского9Корсакова сообщить об этом Лодыженскому. А 16 февраля 1872 года Н.Н. Лодыженский слушал в Мариинке “Каменного гостя” Даргомыжского в компании почти всего балакиревского кружка. Второе неопубликованное письмоН.Н. ЛодыженскогоН.А. Римскому9 Корсакову датировано 7 мая 1870 года. Из послания Лодыженского явствует, что оба музыканта продолжают совместное музицирование: “В субботу мы, кажется, могли бы сыграть вариации на флейтах из 2/й части Садко (явление Николы Чудотворца), которые Вы еще не сочинили, – пишет Лодыженский. Я с нетерпением буду ждать назначение Вами дня, когда бы мы могли поиграть четверорукие переложения бетховенских кварте/ тов. Напишите и простите многогрешного Фима”. В соответствии с записями в “Летописи”, Н.А. Римский9Корсаков так и не включил эпизод появления угодника Николы Чудотворца, разрываю9 щего гусли Садко, в одноименную музыкальную картину, о чем вспоминал позднее c некоторым сожалением. Видимо, с Лодыженским он обсуждал раз9 ные варианты звучания эпизода 322 . Суждения Лодыженского о музыке в кружке ценили высоко. Когда к осени 1871 года А.П. Бородин закончил свою знаменитую “Богатырскую симфонию”, он неоднократно показывал ее своим друзьям по балакиревскому кружку. Единодушно9одобрительный отклик получила 19я часть. А в письмах Бородин сообщал, что “Мусоргский, Римский9Корсаков и Лодыженский с ума сходят и от финала” 323 . 20 мая/1июня 1870 года состоялось знакомство Николая Лодыженского с сестрами Пургольд – “музыкальными сударушками” кружка, как ласково называл их Мусоргский. На просьбу Стасова привести к ним “нового разбойника” (Лодыженского) сестры дружно отвечают: “Мы очень, очень рады познакомиться с новым разбойником тем более, что это доставит нам случай снова увидеть у нас всех наших милых, хоро9 ших разбойников” 324 . Новое знакомство почти сразу переросло в дружбу. 322 Римский9Корсаков Н.А. Указ. изд. С. 68269. Эпизод появления Старчища могуч2богатыря в образе калики перехожего и в сопровождении темы из церковного Обихода, как известно, имеет место в 62й картине оперы Римского2Корсакова “Садко”. 323 А. Сохор . Александр Порфирьевич Бородин, М.2Л., 1965. С. 223. 324 В. Каратыгин. “Реквием любви” Н.Н. Лодыженского…С. 95.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1