Музыкальная жизнь Твери и губернии

147 Г л а в а 4 ПЕРСОНАЛИИ ТВЕРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В.В. Стасов информирует Римского9Корсакова о “Восточной колы9 бельной”: “Весь романс набросал Лодыженский даже всего только каранда9 шом, так второпях он писался, и кончен9то даже всего за час или полтора до того, что в вагон садиться. Называется он «Восточная колыбельная песнь», и хотя не принадлежит к лучшим его вещам, но красив и изящен. Есть там одна фраза чисто из «Денницы», другая совершенная итальянская, и, несмотря на все это, романс хорош. Мусорянин уверяет, что Вы уже слыхали это начало года два тому назад” 349 . 26 июля 1874 года Римский9Корсаков отвечает Стасову: “В письме вашем вы сообщаете весьма интересные сведения о том, что произошло в мое отсутствие, скажу только, что появление на свет нового фимского романса меня радует далеко не в такой степени, как вас, ибо романс этот сочинен уже года 2 тому назад и на этот раз только изображен на бумаге, да и то, сколь мне известно из письма Моласа, без слов, а оные поручено написать Кутузову. Романс этот я знаю, он очень милый, и нельзя не радоваться его появлению на бумаге, но в факте его написания я еще не вижу, чтоб Фим сильно расшеве9 лился от пребывания в Петербурге” 350 . Помимо названных, существуют еще четыре романса Н. Лодыженского: “Медлительно влекутся дни мои” (А. Пушкин), “Слышу ли голос твой” (М. Лермонтов), “Расстались мы” (М. Лермонтов) и “Я унесу с собой в моги9 лу” (Н. Лодыженский). Они образуют вокальный цикл “Реквием любви”, который никогда не был опубликован 351 . Несколько слов необходимо сказать о “Русалке” Н. Лодыженского. “Русалка” – почти мифическое, или, выражаясь языком балакиревцев, “фимическое” сочинение. О нем упоминают Римский9Корсаков, Стасов. Сам Николай Николаевич в письме Стасову из Белграда сообщает, что “Русалку” он “дописал как смог и сумел, т.е. голоса и аккомпанемент на Ф.П., хотя и не вполне исполнимый, а только показывающий приблизительно, что должно быть в оркестре. Если б я был в Петербурге, а не здесь 9 продолжает Лодыженский, – то надеюсь, что Ник. Андр. (Римский9Корсаков – Н.Д.) не отказался бы научить оркестровать, и дело было бы готово” 352 . Тем не ме9 нее, сын автора, Иван Николаевич Лодыженский, категорически отрицал существование “Русалки”. Ее рукопись пока нигде не найдена, в том числе и в эскизном виде. 349 Там же. С. 2382239. 350 Там же. С. 239. 351 В.Г. Каратыгин снял копию с рукописи и отредактировал этот цикл. В настоящее время копия хранится в кабинете рукописей РГИИИ (Ф. 30. Оп. 1. Ед. 62). 352 В. Каратыгин . “Реквием любви” Н.Н. Лодыженского…С. 97. Письмо датировано 22 сентября/ 4 октября 1874 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1