Музыкальная жизнь Твери и губернии

148 Все перечисленное исчерпывает творческое наследие Н.Н. Лодыженского. А.С. Розанов в своем комментарии к публикации романсов отмечает, что “Н.Н. Лодыженский несомненно был одарен чувством формы. […] Тем не менее характера записанных импровизаций романсы Лодыженского полностью не утратили. Импровизационные «случайности» наталкивали композитора на некоторые смелые, тональные отклонения, а хорошее гармо9 ническое чутье, колористического характера, наводило его на многие интерес9 ные находки в последовательности аккордов и их сопоставлениях. Но отсут9 ствие обдуманного модуляционного плана, сознательного отношения к построению произведения ощутимо неизменно. Кроме того, музыкальная ткань порой загромождена большим количеством «лишних» нот. Композитор не стремился ее прояснить и сделать более легкой и прозрачной. Виной тому, конечно, слабое владение автора композиторской техникой и недостаточно профессиональное отношение его к работе над своими сочинениями” 353 . Все эти замечания, безусловно, справедливы. Однако, следует под9 черкнуть и несомненные достоинства музыкальных опусов Лодыженского. Все его романсы отличает ясно выраженный лирический характер. Им свойственна пластичность и выразительность мелодической линии, а гармони9 ческий язык изобилует красочными, “пряными” аккордовыми последователь9 ностями и тональными сопоставлениями. Отдельно следует сказать о последнем опусе Н. Лодыженского – вокальном цикле “Реквием любви”. В.Г. Каратыгин сделал ряд наблюдений об этом цикле, которые опубликованы в его статье 354 . Он обратил внимание на то, что нумерация первых двух романсов, сделанная Лодыженским, не совсем соответствует музыкальной логике развития цикла 355 . Каратыгин пред9 лагает первым романсом считать “Cлышу ли голос твой”, следующим – “Медлительно влекутся дни мои”, а далее сохранить последовательность романсов, предусмотренную автором. В этом случае, по мнению Каратыгина, “мы получаем последовательно9нисходящую гамму переживаний, связан9 ных с любовью. Сначала – душистый цветок чистого и светлого, душевного влечения к любимому существу. Потом – «горести несчастливой любви», укоризны судьбе, но вместе и признание, что покинутому дороги любви муче9 353 Неизданные и забытые произведения…С. 238. 354 В.Г. Каратыгин. “Реквием любви” Н.Н. Лодыженского. De musica. Вып. 1. Л., 1925. С. 91299. 355 Вокальный цикл “Реквием любви” Н. Лодыженского включает четыре ро2 манса: “Медлительно влекутся дни мои” (А. Пушкин), “Слышу ли голос твой” (М. Лермонтов), “Расстались мы” (М. Лермонтов) и “Я унесу с собой в могилу” (Н. Лодыженский).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1