Музыкальная жизнь Твери и губернии

15 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Анализ списка приводит к выводу о том, что категория подьяков, до сего времени сугубо певческая по составу, в начале XVII века стала объе9 динять людей, наряду с пением на клиросе, выполнявших широкий круг обя9 занностей во время богослужения. В процессе церковной жизни подьяки посте9 пенно образовали резерв, внутри которого отбирались наиболее ода9 ренные в музыкальном отношении, и у них потом формировались профессио9 нальные певческие навыки. Иными словами, подьяки становились свое9 образной “кузницей кадров” соборного хора. Приучение к певческим навы9 кам начиналось с детства – об этом говорит большой возрастной диапазон упомянутых в списке имен. Получается, что свод церковных песнопений, со9 провождающих богослужение, усваивался подьяками на протяжении многих лет, начиная с детского или подросткового возраста. Как мы увидим далее, именно из них наиболее способные переходили потом в разряд певчих архи9 ерейского хора. Обратимся к высказываниям певчих о самих себе, зафиксированных ревизскими сказками. Подьякон 32 Гурий Лукин: “отец мой был Отрача монастыря дья/ коном. А я, Гурий, в малых летех взят в дом архиерейский в подьяки поне/ воле”; Подьякон Семен Ильин 33 : “отец мой был дому архиерейского зак/ ройщик. А я, Семен, взят в дом архиерейской в падьяконы”; Подьякон Трифон Ипатов 34 : “дет […] Иван Кирилов был Стариц/ кого уезду села Погорелого священником, а отец […] Ипат дому архиерей/ ского был церковным сторожем. А Трифон в малых летех взят в дом архи/ ерейский в подьяки, а ис подьяков определен в подиаконы”; Певчий Петр Иванов: “дед мой Тверскаго уезду был священником в селе Петровском, а отец мой того ж уезду села Васильевского священни/ ком. А я, Петр, в малых летах взят в дом архиерейской в певчие”; Певчий Григорий Никифоров: “отец мой был в доме архиерейском подьяком, а ис подьяков пошел в розсылщики и в том чине помре. А я ныне, Григорей, в певчие же из малых лет”; Певчий Кондратий Данилов сын Борзиков: “дед мой и отец были Отроча монастыря в слугах. А я, Кондратей, в малых летах взят в дом архиерейской поневоле в певчие”; 32 В заголовке ревизской сказки Гурий Лукин именуется иподиаконом, а в самом ее тексте – подьяконом. Однако, иподиакон и подьякон исполняли в церкви разные обязанности. К интересующей нас, певческой стороне богослужения, имели отношение именно подьяконы. 33 Как и Гурий Лукин, в заголовке ревизской сказки Семен Ильин назван иподиаконом. 34 В заголовке ревизской сказки Трифон Ипатов также назван иподиаконом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1