Музыкальная жизнь Твери и губернии

151 Г л а в а 4 ПЕРСОНАЛИИ ТВЕРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В 1908 г. Александров возобновил занятия в консерватории. Если ранее это была Петербургская, то теперь он стал регулярно ездить в Московс9 кую консерваторию. День он работал в Твери, ночью ехал в Москву и весь следующий день занимался в консерватории, а потом – снова на вокзал. И так – в течение 5 лет. Этот неугомонный человек очень хорошо понимал необходимость музыкального просвещения в Твери и трудился что называется не покладая рук. Александров организовал постановки “Пиковой дамы” и “Евгения Онегина” Чайковского, “Фауста” Гуно. Подготовил к исполнению сцены из “Жизни за царя” Глинки и “Русалки” Даргомыжского. Он разучивал хоры, работал с солистами, собирал оркестр и репетировал с ним. Был режиссером, хормейстером, дирижером и даже пел целиком отдельные оперные партии. Например, партию Ленского он спел в одном из домашних музыкальных спектаклей. А после исполнения партии Чекалинского в “Пиковой даме” его убедили учиться пению всерьез, и он поступил в класс к известному вокальному педагогу Московской консерватории Умберто Мазетти 361 . В своей автобиогра9 фии Александр Васильевич упоминает о постановке в Твери оперы “Пиковая дама” с оркестром, хором и даже солистами, которых он, видимо, приглашал из Москвы 362 . Дефицит театрально9музыкальных спектаклей в Твери в начале XX века осознавался очень остро. Корреспондент газеты “Тверской листок”, скрывший свое имя под литерой “/Ъ” писал в заметке “Передвижная опера”: “ Удивительно, что такой сравнительно большой город, как Тверь, не име/ ет постоянного театра. Даже странно, что значительный торгово/ промышленный центр, с массой учебных заведений пробавляется тремя кинематографами, да редкими любительскими спектаклями […] Причин здесь несколько: прежде всего разрозненность местных, интеллигентских сил […] Местная интеллигенция сидит по своим углам, живет интереса/ ми своего муравейника […] Безотрадная картина! За отсутствие теат/ рального здания следует «благодарить» местных «отцов города». Мирно спят они, сложивши ручки на животике: сыты, обуты, одеты, барышок от своих предприятий, слава Богу, имеют: чего же им больше? И вот как не соберутся городские «отцы благодетели» окончить асфальтовую мостовую на Миллионной улице вот уже 10 лет, как не соберутся обзаве/ стись водопроводом, канализацией, банями, так же точно и театра они не строят…” 363 361 Шиков В. Указ. изд. 362 Плотникова Н.Ю. Гимн русской душе // Встреча . 2003, № 7. С.24225. 363 Тверской листок. 1915, № 6 (27 сентября, воскресенье).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1