Музыкальная жизнь Твери и губернии

152 Далее автор заметки пишет: “И вот в один прекрасный день в городе появляются афиши: едетпередвижная опера […]! Трудно было ожидать чего/ нибудь хорошего от постановки в зале Общественного собрания: сцена там страшно мала и низка; уборные тесныя, освещение недостаточное, акустика никуда не годится […]Ивсе/такимы слушали оперу!Оркестр, хотя неболь/ шой, но слушать его можно, он хорошо сыгрался и больших диссонансов не дает; а ведь это самое главное! Так надоела граммофонная музыка, что было прямо наслаждением послушать настоящих, «живых» музыкантов…” К сожалению, рецензент не указал, какая же опера исполнялась в Твери, но из текста чувствуется степень огромной жажды, которая ощуща9 лась здесь по настоящему оперному спектаклю. В архиве Музея музыкальной культуры имени Глинки в Москве, в фонде А.В. Александрова сохранилась фотография, запечатлевшая тверских исполнителей оперы “Жизнь за царя” в его постановке. В советское время этот факт биографии Александрова тщательно обходился молчанием, потому что исполнение глинкинского шедевра было приурочено к празднованию 3009летия Дома Романовых. На фотографии в центре сам Александр Васильевич Александров во фраке, с поднятыми в дирижерскомжесте руками. Вокруг него в крестьянских костюмах стоят хористы. Как указывает надпись, все они – учащиеся коммер9 ческого училища и классической гимназии, где преподавал Александров. На переднем плане – суфлерская будка с горящей свечой рядом, чтобы суфлер хорошо видел текст. Еще одна зажженная свеча внизу у сцены освещает партитуру, по которой режиссер, видимо, вел спектакль 364 . К празднованию 3009летия Дома Романовых в России было выпу9 щено в свет необычное издание оперы Глинки “Жизнь за царя”. На титульном листе значилась надпись: “…Приспособлено для постановки на сельских сценах, без сопровождения музыкальных инструментов, руководителем по устройству народнопевческих хоров Александром Городцовым”. Действи9 тельно, в этом варианте все сцены оперы исполнялись солистом (или солиста9 ми) и хором a cappella. Были оставлены почти все основные арии, ансамбли и хоры, но изъяты оркестровые фрагменты; речитативы и сцены заменены разговорными диалогами. Большинство номеров транспонировано в более удоб9 ные для народных певцов, “низкие” тональности. В трио “Не томи родимый”, в квартете “Милые дети” инструментальное сопровождение передано хору или отдельным исполнителям. 364 ГЦММК. Ф. 97. Ед. 993. Копия этой фотографии предоставлена Государственным централь2 ным музеем музыкальной культуры имени Глинки. Копия фото хора Александрова 1916 года предоставлена Тверским узловым железнодорожным музеем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1