Музыкальная жизнь Твери и губернии

154 лась с 1909 по 1914 гг. и была непосредственной участницей и слушательницей оперного спектакля, который готовил А.В. Александров. Вот как она описыва9 ет свои впечатления: “Задушевно пели свои арии две Антониды – неболь/ шими, но чистыми голосами, и наша же исполнительница Вани с хорошим мальчишеским голосом. И каждый раз на репетициях, и в концерте мы не просто с удовольствием слушали их, а пели и сами хором, отвечая им, будто участвовали в происходящей драме, захваченные ею. Особенно тро/ гательно тогда для меня звучала ария Антониды «Не о том скорблю под/ руженьки», когда она рассказывает о постигшем их горе, а мы (наш хор) утешаем ее. Но самым замечательным певцом у нас в этой опере оказался семинарист – Сусанин. Знаменитая ария «Чуют правду», которую Сусанин поет в лесу перед своей гибелью, была исполнена таким замеча/ тельным басом, и голос так хорошо звучал в нашем большом зале, что никогда потом эта ария на меня не производила большего впечатления, чем в то время. Очень большой, в то же время и гибкий, мягкий голос проникал в душу…” Весной 1913 года Александров успешно закончил Московскую кон9 серваторию по двум специальностям – пению и композиции – с Большой серебряной медалью. Его дипломной работой стала одноактная опера “Русал9 ка” по Пушкину. В Твери он также написал увертюру9поэму “Смерть и жизнь” и Симфонию в трех частях. К сожалению, ни одно из этих сочинений не сохра9 нилось. По свидетельству cына Александрова Юрия, от “Русалки” остался лишь один хор “Ты ль река моя” 369 . В Твери Александров начал сочинять и оперу “Смерть Иоанна Грозного” на сюжет трилогии А. Толстого. В архиве ГЦММК сохранились ответы на просьбы композитора познакомиться с его работой. Одно письмо9 ответ принадлежит Ф.И. Шаляпину. В немШаляпин просит связаться с ним позже, когда он будет располагать временем, чтобы подробно посмотреть сочинение Александрова 370 . Все тот же Ю. Александров указывает, что “сей9 час вряд ли возможно установить, прослушал ли Шаляпин оперу «Смерть Грозного», как и трудно судить о ее музыке…” 371 . Однако, Виктор Шиков в своей статье “А.В. Александров в Твери” 372 утверждает, что молодой компо9 зитор все9таки показал Шаляпину начальную часть оперы. Музыка про9 извела на Шаляпина весьма благоприятное впечатление, и через некоторое 369 Александров Ю. Указ. изд. С. 74. В архиве А.В. Александрова, хранящемся в ГЦММК имени Глинки, был обнаружен текст либретто оперы с авторскими ремарками (Ф. 97. Ед. 115). 370 ГЦММК имени Глинки. Ф. 97. Ед. 366. Письмо Ф.И. Шаляпина А.В. Александрову от 7 октября 1916 г. 371 Александров Ю. Указ. изд. С. 74. 372 Шиков В. Указ. изд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1