Музыкальная жизнь Твери и губернии

17 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Певчие: Трифон Ипатов – 63; Тихан Алексеев сын Коровин – 58; Петр Иванов сын Васильевской – 48; Ларион Афанасьев, сын Воронин – 48; ИванФедотов сын Суворов / 47; Степан Ларионов – 39; Иван Леонов сын Волынской – 48; Гаврила Иванов сын Слепнев – 55; Иван Никифоров сын Ключарев – 47; Иаким Тимофеев сын Рамановской – 35; Тихан Михайлов сын Троицкой – 43. Всего в списке певчих значится 11 человек. Из предыдущего списка 1723 г. в хоре продолжали петь Трифон Ипатов 37 , Тихон Алексеев, Петр Иванов, Гаврила Иванов, Иван Никифоров. Вместо умершего Федота Тимофеева в списке указан его сын Иван. Певчие Тихон Михайлов, Иаким (Яким) Тимофеев, Ларион Афанасьев, Степан Ларионов в 1723 г. числились подьяками, откуда и были зачислены в архиерейский хор. Подьяки в 1745 г. обозначены среди лампадчиков, кафедрщиков, посош9 ников и порлейщиков. Отдельными списками указаны конархистры 38 и звонари. До нас не дошло почти никаких данных о репертуаре архиерейского хора. Поэтому можно строить лишь предположения о том, когда и как был совершен переход на партесное пение. Если в масштабах столицы он был осу9 ществлен уже к концу XVII столетия, то в провинции переход произошел не9 сколько позднее – в первой половине XVIII в. Партесное пение, или пение по партиям, знаменовало новую эпоху в русской богослужебнопевческой системе. Знаменный распев безвозвратно уходил в прошлое, а на смену ему в церковной практике быстро утверждалась новая манера исполнения. Партесное пение подразумевало обязательное трех9 или четырехголосие, гомофонно9гармонический склад, ясное ладовое и тональ9 ное мышление. Все перечисленные особенности, пришедшие в Россию из Евро9 пы, за каких9нибудь 30950 лет настолько стремительно укоренились, что этот факт и сейчас вызывает удивление. Партесное пение в архиерейском хоре Твери, по всей видимости, утвердилось при епископе Митрофане Слотвинском (173991752). Косвенным подтверждением такому предположению может служить, например, следующее. Указанный в ревизских сказках переписи 1745 года, иподиакон Василий Матвеев, которому на тот момент исполнилось 24 года, впоследствии перебрался в Петербург 39 . Там он также служил иподиаконом в церкви 37 Должность подьякона к 1745 г. была упразднена, и Трифон Ипатов обозначен просто певчим. Видимо, то, он указан в списке первым, должно означать, что Трифон Ипатов являлся руково2 дителем (регентом) архиерейского хора. 38 В соответствии со словарем В. Даля, конарх – читающий в церкви каноны и стихиры. 39 См. Приложение к главе I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1