Музыкальная жизнь Твери и губернии

174 СПИСОК ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ И ПОДЬЯКОВ ТВЕРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПО КНИГЕ Н.П. ПАРФЕНТЬЕВА “ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАНТЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI9XVII ВЕКОВ: ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ И ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ И ПОДЬЯКИ” ЧЕЛЯБИНСК, 1991. В списке приводятся данные о певчих – выходцах из Тверского архи9 ерейского дома, впоследствии перебравшихся в центральные хоры Москвы – в XVII в. и Петербурга – в XVIII в. Их имена следуют друг за другом в хронологическом порядке и снабжены комментариями. 390/ Тверитин (Тверитинов) Иван Никитин , подьяк, патриарший пев9 чий дьяк. 23 июня 1613 г. по случаю приезда отца царя Филарета Романова в Москву среди “старинных подьяков” пожалован сукном в 2,8 руб.; в 1621/ 2291627/28 гг. во 29й станице дьяков с окладом 10,5 руб., за участие в “Пещном действе” получал сукна в 292,5 руб.; в 1628/2991652/ 53 гг. в 19й станице с окладом 12,5 руб.; в 162891641 гг. в составе станицы участвовал в “Пещном действе”, жаловался сукнами в 2 руб.; в 163391635 гг. обучал подьяков исполнению ролей отроков в “Пещном действе”, “за дрова и свечи” ему выдавалось по 0,6 руб.; с сентября 1643 г. вместо него указано в станице “петь верхнею строкою” (партии “верхнего” голоса, верха) Федору Константинову, а ему петь партии пути 387 ; в ноябре 1648 г. за пение в составе станицы на крещении царевича Дмитрия пожалован 4 руб.; 19 марта 1650 г. получил деньги за пение в крещение царевны Евдокии; с декабря 1652 г. во 29й станице, с сентября 1653 г. снова в 19й станице с окладом 14 руб.; в апреле 1654 г. среди других певцов сопровождал патриарха в его “дворцовое село Владыкино”; в августе ему выдан соболь “на окол к шапке”; 10 декабря 1655 г. получил деньги “на проезжие теплые кафтаны” для станицы; с марта 1658 г. в прежней станице ему установлен оклад 12,5 руб.; 294 июля 1659 г. вместе с Саввой Семеновым посетил отказавшегося от патриаршего престола Никона, 9 июля с него взята “сказка” о содержании беседы; в феврале 1660 г. ПРИЛОЖЕНИЕ к 1 й главе МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ГУБЕРНИИ Д р о з д е ц к а я Н и н а К о н с т а н т и н о в н а 387 Речь идет о так называемом строчном пении – разновидности многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Средний голос, ведущий основную мелодию, обозначался в партитуре словом “путь” и выделялся красным цветом, а его исполнители назывались “путни2 ками”. Мелодия, лежащая выше пути, обозначалась словом “верх”, а мелодия, лежащая ниже – словом “низ”; обе записывались черным цветом, а их исполнители назывались “вершниками” и “нижниками”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1