Музыкальная жизнь Твери и губернии
177 ПРИЛОЖЕНИЕ К 12Й ГЛАВЕ 129/ Алексеев Андрей , подьяк. 31 мая 1695 г. как новому подьяку, принято9 му “из дому Тверского архиепископа” в 79ю станицу, дано на платье 5 руб.; с сентября 1695 г. зачислен в 89ю станицу с окладом 3 руб., жалованьем за мясо 1,37 руб.; 18 января 1697 г. после женитьбы со “свадебными овощами” приходил к патриарху, который благословил его иконой в “басемном” окладе; как женатый за годовое мясное жалованье получал по 1,75 руб.; с 1701 г. в 69й станице, с июля 1703 г. в 59й станице с прежним окладом; с 1706 г. в 49й станице с окладом 2 руб. (по новой системе окладов), с июля 1707 г. в 39й станице с окладом 2,5 руб.; умер в конце 1712 г. СПИСОК ПЕВЧИХ ТВЕРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПО КНИГЕ И.А. ЧУДИНОВОЙ “ПЕНИЕ, ЗВОНЫ, РИТУАЛ. ТОПОГРАФИЯ ЦЕРКОВНО9МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕТЕРБУРГА”. САНКТ9ПЕТЕРБУРГ, 1994. 87/ В 1722 г. в Александро9Невский монастырь направляются несколько мо9 нахов из великорусских монастырей. В реестре иеромонахов и монахов, “кото9 рых надлежит взять в Александро9Невский монастырь” для клиросного пения, значатся: “Тферская епархия в Калязине монастыре праваго крылоса головщик иеромо9 нах Аврамий 390 , левого крылоса головщик иеромонах Александр Рогов 391 , того крылоса головщик иеродиакон Макарий” 392 . 112/ Алексеев Логин (172091726). В 1720 г. взят из Тверского архиерейского дома к царскому двору в певчие. В 1726 г. отправлен вТроице9Сергиев монастырь. Певчие патриаршие и архиерейские, служившие при царском дворе длительное время, получали оклады: […] Логгин Алексеев из Тверского дома 4 руб. 16 алтын и 4 деньги. Давались им еще крупа, соль, горох и мясо, а в праздники дополнительно по 10 руб. Среди клирошан Александро9Невского монастыря числится некий Герман (в миру Григорий) Тверитинов (1744). Иеродиакон. “Искусства, кроме церковного чтения, никакого не имеет”. Отец его был монастырский слуга. Григорий пострижен в Борисоглебском монастыре. 390 Здесь и далее выделено мной – Н.Д. 391 Интересно, что иеромонах Александр Рогов, в отличие от других назван с фамилией. Воз2 можно, это указывает на некую профессиональную преемственность от знаменитого средневе2 кового распевщика Варлама Рогова. 392 Головщиком назывался главный певчий одного из двух клиросов древнерусского церковного хора. Он считался авторитетом в своей сфере, зачастую был и преподавателем знаменного пения, т.е. пения по крюкам. Головщик обычно первым начинал песнопение, от него зависели и основные параметры исполнения: высота и сила звука, скорость пения и его характер. После раскола РПЦ роль головщика в православной практике перенял регент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1