Музыкальная жизнь Твери и губернии
18 Симеона Странноприимца и Анны Пророчицы, параллельно обучая нотному пе9 нию в приходском училище. Это подтверждает запись, сделанная на сборнике рукописных трехголосных концертов в собрании Российской национальной биб9 лиотеки 40 : “Тверского кафедрального Преображенского собора ключаря Василия Матвеева писаны в Санкт/Петербурге в бытность его, ключаря, иподиако/ ном октября 1755 года”. Следовательно, ВасилийМатвеев выучился нотной гра9 моте еще в Твери, будучи молодым человеком и служа иподиаконом при архиерее. Возможно, он неоднократно переписывал нотные сборники для библиотеки архи9 епископа Митрофана и по его поручению. Вероятно, что Василий Матвеев также обучал певчих соборного хора нотной грамоте. В рукописном собрании Тверского областного архива (ГАТО), в нотном сборнике, датированным XVIII веком, хранятся 5 концертов на 5 голосов с подписью«иподиаконаСеменаИльина» 41 . Возможно, так мог подпи9 саться либо владелец нотной книги, либо сам автор концертов. Ксожалению, данная рукопись представляет собой лишь партию дисканта, т.е. верхнего голоса в составе партесного хора 42 . Поскольку Семен Ильин не упоминается в ревизской сказке 1745 г., можно предположить, что ноты были подписаны им, как иподиаконом, до этого времени. Вероятно, что, как и в первом случае, нотный сборник хоровых концертов был переписан (а может быть, и создан) иподиаконом Семеном Ильиным по поручению владыки Митрофана. Владыка Митрофан (Слотвинский) считался основателем Тверской духовной семинарии 43 .Оносуществил тамнекоторые нововведения: например, учре9 дил преподавание греческого, латинского и древнееврейского (иврита) языков. Возвратил взятую было в Петербург библиотеку своего предшественника – архи9 епископа Феофилакта Лопатинского – “для пользы семинарской”. По всей види9 мости, хор семинарииприМитрофане Слотвинскомактивно осваивал новыйпартес9 ный стиль. Об свидетельствуют ноты четырех хоровых партий – дисканта, баса и двух альтов “Задостойников господским праздникам”, которые поступили в Тверской областной архив из библиотеки духовной семинарии 44 и датированы началомXVIII века. По первым листам внизу идет надпись: “Сии шестиголосные концерты Григория Никитина сына Пономарева” 45 . Сведений об авторе пока 40 РНБ. Ф. 1260. Q23. 41 ГАТО. Ф. 1409. № 82. О подьяконе Семене Ильине речь шла выше. 42 Дискант, альт, тенор, бас – таков типичный состав голосов партесного хора. 43 Хотя реально начало духовному образованию в Твери положил его предшественник, архи2 епископ Феофилакт (Лопатинский), основавший в 1722 г. начальную славяно2русскую школу, и отдавший ей свою богатейшую библиотеку. 44 ГАТО. Ф. 1409. №№ 1054, 1595, 1616, 1640. Дискант, бас, альт – названия певческих голосов в церковном хоре. 45 См. об этом: Плотникова Н.Ю. Пение яко цветы духовные принесем //Встреча. 1998, № 9. С. 25226.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1