Музыкальная жизнь Твери и губернии
183 ПРИЛОЖЕНИЕ К 12Й ГЛАВЕ 412 Там же. 413 Опираясь на данные Писцовой книги кн. Шаховского за 1624226 годы, нижеследующая выпись была выполнена в 1684 году, вскоре после приписки Опекалово2Вознесенского монас2 тыря к Иосифо2Волоколамскому. Эта выпись, как и другие, очевидно, была сделана по указа2 нию настоятеля Иосифо2Волоколамского монастыря Александра, видимо, с целью выяснения точных размеров владений бывшей Опекаловой обители. 414 К этому времени (точнее, в 502х гг. XVII в.) центр Опекалово2Вознесенского монастыря переместился в с. Никольское, к2рое находилось на озере Взденежное (бывш. Възденижа). В самой Опекаловой пустоши, видимо, остались лишь руины Опекалова монастыря. На последнем листе рукописи читается приписка традиционного со9 держания: “Вы же, господья мои отци и братиа, сиа почитаите в святых боже9 ственых церквах, и на домох, исправляйте о Господе, аще где преступих или описахся в мнозеглаголании или в забытии ума моего, и вы господие, благосло9 вите и простите, а не клените; а вам, господьям моим, мир о Христе с многолет9 ным здравьствием да прибывает в векы, аминь” 412 . Канонник, по всей вероятности, был написан в стенах самой Опека9 ловой пустыни, т. к. “князь государь наш Владимир Андреевич” – это князь Владимир Старицкий, а имя игумена Никандра не значится в списках настоя9 телей самых крупных старицких монастырей Тверской епархии – Успенского и Холохоленского – за указанный период. Следовательно, речь идет об игуме9 не Опекаловской обители. Канонник Богородичен – единственный памятник, сохранившийся от Опекалово9Вознесенского монастыря до наших дней. Факт возникновения Канонника наводит на мысль о том, что в середине века монастырь уже суще9 ствовал и существовал как крепкая зажиточная обитель. ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ И ПЕРЕПИСНЫХ КНИГ АРХИМАНДРИТУ ВОЛОКОЛАМСКОГО ИОСИФА МОНАСТЫРЯ АЛЕКСАНДРУ С БРАТИЕЮ НА ВОТЧИНУ ПРИПИСНОГО ИХ ОПЕКАЛОВА МОНАСТЫРЯ ПУСТОШЬ ХОРОМЗИНУ С ДРУГИМИ ПУСТОШАМИ В МИХНЕВОМ СТАНУ СТАРИЦКОГО УЕЗДА РГАДА. ФОНД 281. ГРАМОТЫ КОЛЛЕГИИ ЭКОНОМИИ. СТАРИЦКИЙ УЕЗД. № 57/11697. Выпись с книг Старицкого уезду письма и меры князя Ивана Шаховского да подъячего Ивана Волкова 132 и 133, и 134 годов [соответственно, 1624, 1625 и 1626 гг.] 413 В Михневом стану в монастырских вотчинах написано монастырь Опекалов, а в нем церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древе9 на вверх с папертью, да теплая церковь Покров Пресвятыя Богородицы разва9 лилась, стоят бес пения пусты, да восемь келей стоят пусты, развалились 414 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1