Музыкальная жизнь Твери и губернии

19 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) найти не удалось 46 , однако, можно предположить, что он был регентом семи9 нарского хора. 1.2. ОПЕКАЛОВСКИЙ РАСПЕВ – ШЕДЕВР ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА, БЫТОВАВШИЙ НА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ Определенное место в деятельности певчих дьяков занимало письмо но9 тированных книг и тетрадей. Певческие книги бережно хранились и переписыва9 лись. Часть их находилась в местах службы певцов – в соборах. Наряду с переписыванием уже известных молитвенных песнопений певчие дьяки нередко создавали свои варианты – “роспевы”, которые вписывали в певческие тетради. На протяжении средневекового периода вплоть до конца XVII столе9 тия церковные песнопения записывались особыми знаками – знаменами или крюками – а само письмо называлось знаменным распевом. Обучение пению происходило изустно, от учителя –головщика хора – к ученикам9хористам. Крюковые попевки заучивались “с голоса” наизусть, общее число их доходило до тысячи, и даже более. В церковных хорах пели только мужчины, и песнопе9 ния звучали в один голос – унисон – мощно, истово, в едином молитвенном устремлении к Богу. Чаще песнопение начиналось в низком голосовом регистре и постепенно шло вверх, захватывая весь певческий диапазон, затем так же неторопливо спускалось вниз – к завершению. Живая традиция знаменного пения сейчас почти забыта, она сохра9 нилась лишь у некоторых старообрядческих общин. Однако, близ Твери в селе Савватьево, во вновь отстроенной церкви Знамения Богородицы с 2003 г. стали звучать песнопения знаменного распева, был организован и обучен мужской хор. Рассмотримодинизшедевровдревнерусскогопевческогоискусства–плод творческой деятельности музыкантов9распевщиков на тверской зем9 ле–свод из трех песнопений под объединяющимназванием“опекаловский распев”. 1.2.1. ОПЕКАЛОВСКИЙ РАСПЕВ И СТАРИЦКИЙ ОПЕКАЛОВ МОНАСТЫРЬ Свод из трех молитвенных песнопений, объединенных ремаркой “опекалов”, известен в древнерусской певческой культуре благодаря спискам 46 Имя Григория Никитина сына Пономарева отсутствует в церковных ревизских сказках XVIII века, опубликованных А.В. Матисоном. См.: Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии XVIII2 начала XX веков: родословные росписи. Вып. 124. Спб.: Изд2во «ВИРД», 200222005.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1