Музыкальная жизнь Твери и губернии
20 47 К тому же “Достойно есть” не относится к Большому распеву. 48 Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1868. Вып. 2. С. 189; Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Л., 1928. Вып. 2. С. 140. 49 Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 170–185. 50 Успенский Н. Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера пения XVI века Опекалова // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М., 1975. С. 307. XVII столетия. В него включены три песнопения: “Трисвятое надгробное”, стихира “Приидите ублажим Иосифа” и “Достойно есть”. Два из трех до9 шедших до нас песнопений опекаловского распева – “Трисвятое надгробное” и “Стихира на целование плащаницы” – отличаются от третьего как ярким индивидуальным “почерком”, так и общностью попевок. Оба песно9 пения принадлежат Большому распеву. В третьем песнопении – “Достойно есть” – отсутствуют характерные попевки, которые объединяют первые два 47 . По всей вероятности, третье песнопение было создано либо учениками мастера, либо в подражание опекаловской школе. Думается, что “Достойно есть” возникло гораздо позднее первых двух песнопений, в эпоху никонианс9 ких преобразований – почти столетие спустя. Поскольку период возникнове9 ния всех трех песнопений опекаловского свода выходит за рамки одной челове9 ческой жизни, получается, что третье из них – “Достойно есть” – не связано с автором первых двух. Вопрос происхождения опекаловского распева и связанной с ним ре9 марки “опекалов” с давних пор является предметом споров. Среди исследова9 телей сложились две точки зрения: первая, более ранняя, истолковывает ремар9 ку как авторскую и приписывает песнопения некоему новгородскому распевщику Опекалову (Д.В. Разумовский, Н.Ф. Финдейзен) 48 . Н. Д. Успенский развивал эту точку зрения 49 . В поддержку подобного мнения приводится то обстоятельство, что опекаловский распев встречался в певческих рукописях новгородского проис9 хождения. Поскольку имя Опекалова не упоминается в существующих, сравни9 тельно поздних cписках распевщиков, Успенский приходит к выводу, что тот принадлежал к старшему поколению и жил в середине XVI века. И хотя песнопения опекаловского распева лишены подписи “ин перевод”, за которой обычно следует имя автора, ученый замечает: “Позднее другие певцы, знав9 шие авторов, делали приписку к их сочинениям вроде: Опекаловское, Радиловское и т.п.” 50 Однако, авторская ремарка противоречит церковной традиции, кото9 рая придерживалась анонимности и лишь в редких случаях сообщала имена. Но и в дошедших до нас немногочисленных списках распевщиков, рядом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1