Музыкальная жизнь Твери и губернии

21 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) с именем все же указывалось прозвище. Например, в трактате XVII века “Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение” перечисляется целый ряд имен распевщиков; все они также имеют прозвища; у двоих указывается, кто они были “во иноцех” 51 . Почему в таком случае новгородский распевщик Опекалов “потерял” свое имя, остается неясным, и это становится дополнительным аргументом в пользу иной точки зрения. Она заключается в том, что ремарку “опекалов” следует понимать как указание на место бытования, а возможно и происхождения распева. Эта точка зрения принадлежит И.Ф. Безугловой, и в согласии с ней, определе9 ния “опекалов”, “опекалово”, “апекалово” с равным основанием можно отне9 сти к названию монастыря, “и считать его местным распевом, подобно из9 вестным кирилловскому, тихвинскому, усольскому, соловецкому” 52 . Эту точку зрения сейчас поддерживают некоторые другие исследователи, например, Н.П. Парфентьев и Г.А. Пожидаева 53 . По мнению И.Ф. Безугловой, песнопения опекаловского распева созданы распевщиками Опекаловского монастыря, а не отдельным мастером9 новгородцем. Поскольку известен лишь один монастырь под таким названи9 ем, вывод напрашивается сам собой 54 . На мысль о музыкальной деятельности братии монастыря исследователя навело упоминание о “Херувимской опека9 ловского напева”, на которую ссылается В.В. Зверинский 55 . Списки пес9 нопений с ремаркой “опекалов” датируются серединой XVII столетия – зна9 чит, это время и надо считать временем возникновения распева – считает И.Ф. Безуглова. 51 См.: Музыкальная эстетика России XI2XVIII веков. / Сост. А.И. Рогов . М., 1973. С. 4. 52 Безуглова И.Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1979. С.196. 53 Парфентьев Н.П . Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI2XVII в. Свердловск, 1991.С. 178; Пожидаева Г.А . О монастырском песнотвор2 честве XVI2XVII вв.//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. Вып. 3. СПб., 1998.С. 76, 78. 54 В списке упраздненных монастырей Тверской епархии мы встречаем такое сообщение: “Вознесенский2Опекаловский мужской монастырь находится в сорока верстах от Старицы. Он несомненно существовал в XVI веке, т.к. упоминается в одной из рукописей 1586 года. Затем опустел и возобновлен только в 1653 году Зосимой, игуменом Волоколамского Иосифа монастыря, к которому был приписан в 1680 году […]. См.: Материалы для истории Тверской епархии (Прибавление к Тверским епархиальным ведомостям). Сост. Дм. Самбикин . Тверь, 1898.С. 22223. Монастырь был расположен в Старицком уезде. Ныне это территория Старицкого района Тверской области. 55 Зверинский В.В. Материал для историко2топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: Т. III. Спб., 1890. С 121.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1