Музыкальная жизнь Твери и губернии

22 Таким образом, в соответствии с данной точкой зрения песнопения опекаловского распева объединяются общим названием “монастырский рас9 пев”, а к интерпретации ремарки “опекаловский” как авторской, добавляется ее трактовка как географического названия. Мы разделяем точку зрения И.Ф. Безугловой, однако, новые доку9 ментальные данные по истории Опекаловой обители не только подтверждают это. Они позволяют уточнить время бытования, а возможно, и возникновения свода опекаловских песнопений, а также время появления ремарки “опекалов”. Однако, уточненный период бытования опекаловского распева существенно расходится с датой, предложенной И.Ф. Безугловой. Новые факты по истории Опекалова монастыря устанавливают вре9 мя расцвета обители, которое было тесно связано с блистательным закатом последнего удела феодальной Руси –Старицкого княжества и приходилось на середину XVI столетия. С этим периодом мы и считаем возможным связать время возникновения и бытования опекаловского распева. Однако, если предположить, что Опекалов Вознесенский монастырь в Старицком уезде явился местом бытования свода песнопений, тогда наибо9 лее уязвимым в проблеме происхождения опекаловского распева остается вопрос о том, каким образом в скромной и захолустной обители Старицкого уезда мог оказаться профессиональный распевщик, создавший шедевры древ9 нерусского певческого искусства и, возможно, обучивший ему монастыр9 ский клир. Объяснение дали Писцовые книги XVI века. Запись в Приправоч9 ной книге Московского уезда за 1586 год свидетельствует о том, что игумен Опекалова монастыря Корнилий являлся душеприказчиком московских бояр Ивана Карамышева и Григория Вельяминова, которые, в свою очередь, числи9 лись представителями старинных боярских родов и завещали игумену доходы со своих поместий 56 . Добавим к ним князя Василия Пронского, сделавшего большой земельный вклад в Опекалов монастырь, который подтверждают Писцовые книги кн. Шаховского 57 . Анализ этих фактов наводит на мысль о том, что в середине XVI века Опекалов монастырь пользовался поддержкой знатных и богатых лю9 56 “За игуменом Опякалова монастыря из Старицкого уезда за Корнильем на оброке Ивановс2 кое поместье Карамышева: пустошь, что была деревня Юдина […], пустошь, что была деревня Голышкина, а Доронино тож […] Да за ним же на оброке Григорьевского поместья Вельямино2 ва пустошь Ошеметкова […]”. Писцовые книги XVI столетия (изд. Калачова). СПб., 1872. Ч. I. Отд. I. С. 157. 57 Писцовые книги Старицкого уезда кн. Шаховского (162421626). РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. № 15397. Л. 583 об. По всей вероятности, Писцовые книги имеют в виду князя Василия Федоровича Рыбина2Пронского. См. об этом далее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1