Музыкальная жизнь Твери и губернии
23 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) дей России. Видимо, эта поддержка и стала тем источником, который “питал” певческий хор монастыря, а также дал возможность благоукрасить монас9 тырские храмы разнообразной церковной утварью. Об этом свидетельствует опись имущества Опекаловой обители за 1680 г., которая перечисляет иконы, богослужебные книги, священнические ризы 58 и др. Однако это еще не все. Бояре Иван Карамышев и Григорий Вельяминов, а также князь Василий Федорович Рыбин9Пронский в середине XVI века входили в головку боярской оппозиции Ивану IV. Известно, что В.Ф. Рыбин9Пронский принимал активное участие в деятельности Земского собора 1566 года и выработке требований об отмене опричного режима. Вскоре после созыва собора земские служилые люди обратились к царю с челобитной, в которой были изложены эти требования. Разъяренный царь покарал земщи9 ну. 50 человек подверглись торговой казни, а трое были обезглавлены. Среди них – князь В. Рыбин9Пронский и боярин И. Карамышев 59 . И тот, и другой были не только участниками боярской оппозиции Ивану Грозному. Они были в числе тех, кто организовал заговор против царя, а своей целью ставил низвер9 жение кровавого монарха и замену его князем Владимиром Старицким, имев9 шим на престол главное, наследственное право. Эти факты в значительной степени возвышают роль Опекалова монастыря в контексте исторических событий. Старицкий Успенский монас9 тырь, столь любимый Грозным, всегда оставался верным и преданным царю. “Крамола” же гнездилась в удаленной от Старицы, маленькой и тихой Опека9 ловой обители. Именно здесь могли и должны были искать убежища оппозици9 онно настроенные столичные персоны. Здесь молились за живых сторонников князя Владимира Андреевича и поминали погибших, сюда готовились на мо9 нашеский подвиг опальные бояре, перед принятием пострига делая в монас9 тырь крупные вложения и пожертвования. 58 “образа деисуса […] девять образов, да деисуса со пророки на тринадцати цках, писаны на празелени, проявлены золотом ставцы и в ризах двери царския гладкия, […] и столпцы с пластьми; отдельно стоящих: Вознесенье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а перед ним стоит поставная свеча деревянная, писана на красках. Образ месной Похвала Пречистыя Богородицы, да месной же образ Святыя мученицы Ирины и Параскевы, да месной же образ Страшный Суд. Да в приделе царския двери на празелени, [образ] Алексея Человека Божия, да деисуса семь образов. Да в приделе Мария Египецкая, […] да двери царския, […] а по левую сторону образ Пречистыя Богородицы Одигитрея, […] да деисус семь образов, да за престолом Богородица штилистовая”. Кроме этого, перечислены “десять образов штилистовых, окладных, оклад серебреный, да месных икон штилистовых, неокладных сто ” (Выпись из описных книг архимандриту Иосифа монастыря Корнилию с братиею на приписную Опекалов2 скую пустынь в Старицком уезде. РГАДА. Ф. 281. Старица, № 96 / 11736). Полный текст описи монастырского имущества с комментариями по словарю В. Даля см. в Приложении к I2й главе. 59 Эти события произошли около 1570 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1