Музыкальная жизнь Твери и губернии

24 Отсюда становятся понятными слухи о богатстве монастыря, дошед9 шие до наших дней в виде загадочных легенд о грабежах обители лихими му9 жичками – окрестными разбойниками, и о монастырском золоте, захоронен9 ном на дне озера Денежное 9 бывшей вотчине Опекалова монастыря. Таким образом, Опекалов Вознесенский монастырь на определенное время превратился в религиозную крепость боярской оппозиции царю Ивану Грозному, а крупные вклады в обитель создали благоприятную обстановку, в которой буквально расцвело певческое искусство монастырского клира. Князья Старицкие, имевшие на престол наследственное право, со9 перничали с великокняжеским двором вМоскве. ВСтарице стараниями князей были созданы выдающиеся памятники древнерусского зодчества: комплекс Свято9Успенского монастыря и каменных дворцовых зданий в Старицком Кремле. Княгиня Ефросиния Старицкая в 509х годах XVI столетия организо9 вала мастерскую лицевого шитья, которую сама же и возглавляла. Постепенно старицкий “малый двор” стал центром оппозиции режи9 му правления царя Ивана IV. Бояре, сплотившиеся вокруг князя Владимира Андреевича Старицкого, составили мощный клан противостояния царю и под9 талкиваемые матерью Владимира – кн. Ефросинией, организовали настоя9 щий заговор против монарха. Как известно, царь жестоко расправился с заговорщиками. Он заста9 вил Владимира Старицкого и его жену выпить смертельный яд в своем присут9 ствии; кн. Ефросиния была вызвана из монастыря и умерщвлена на пути вМоскву вместе со своей свитой. О репрессиях в адрес других оппозиционеров речь шла выше. Не сохранилось сведений о жизни Опекаловой обители в последние два десятилетия XVI в. Наступивший вскоре период Великого голода в России (160191603) заставил братию продавать книги из монастырской библиотеки 60 . А затем грянула Смута… 61 60 Опекалов монастырь впервые упоминается в рукописи 1552 года – Каноннике, хранящемся в РГБ. См.: Описание Славянских рукописей Троице2Сергиевой лавры. М., 1878. Т. II. № 257 (1215). С. 35. В начале рукописи читается предисловие составителя: “В лето 7060 (1552) скончана бысть книга сиа, глаголемая Богородичник, месяца июля в 8 день, рукою многогрешнаго и худейшаго паче всех инока Иосифшика (следует читать “Иосифишка” – Н.Д .) крылошанина, в пречестную обитель Вознесения Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, нареклом Опека2 лов, […] при благоверном князе государе нашем Владимире Андреевиче и при священном епископе Акакие тферском, повелением господина игумена Никандра”. Внизу по листам руко2 писи следует запись: “лета 7109 (1601) села Борисоглебского поп Данила сий Богородичен продал Прохору Корытаву и язъ Данила руку приложил”. 61 В недавно опубликованной “Росписи русского войска, посланного против самозванца в 1604 г.” есть упоминание о том, что Опекалов монастырь предоставил для войска “6 чел.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1