Музыкальная жизнь Твери и губернии

25 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Итак, мы вполне можем предположить, что, опираясь на богатые пожертвования, монастырь смог в это время приобрести разнообразную цер9 ковную утварь, расписать многочисленные иконы и, возможно, пригласить на клир талантливого распевщика. Опекалов Вознесенский монастырь, видимо, пользовался и покровительством князейСтарицких, в мастерской лицевого шитья которых трудились лучшие художники9иконописцы и мастерицы9вышиваль9 щицы. Старицкие приглашали к себе на работу как местных, так и московских умельцев. По всей вероятности, именно изМосквы и прибыл в Опекалов мона9 стырь выдающийся мастер9распевщик, скорее всего, певчий дьяк, обучивший певческому мастерству монастырский клир. Во время Смуты Опекалов монастырь, по всей видимости, был разо9 рен польско9литовскими интервентами и заброшен. Всю первую половину XVII столетия он находился безлюдным и запущенным 62 , так что поддерживать и сохранять сложившиеся певческие традиции там было некому. Поэтому счи9 тать этот период временем возникновения или бытования опекаловского рас9 пева, не представляется возможным. Распространение же ремарки “опекалов” по различным спискам и ре9 гионам России произошло как раз в середине XVII столетия и впоследствии породило предположение об этом времени, как о времени возникновения опе9 каловского распева в целом. В 1680 г. Опекалова обитель была приписана к более крупному, Иосифову Успенскому (Волоколамскому) монастырю. Этому предшествовал короткий период возрождения обители, инициатором которого явился бывший игуменИосифо9Волоколамского монастыря старец Зосима. Однако уже к концу XVII столетия Опекалов Вознесенский монастырь окончательно пришел в упадок. Из архивных документов явствует, что в 1734 г. от монастыря оста9 лось лишь несколько ветхих построек, а монахи там не жили уже давно. Хотя на сегодняшний день от обители не осталось никаких следов, старожилы здешних мест подтверждают существование в прошлом часовни, конных да 5 лошадей, а за ними для бережения и корму 1 чел.” См.: Станиславский А.Л . Труды по истории государева двора в России XVI2XVII вв. Москва, 2004. С. 696. Если принять во внимание, что Отроч монастырь в Твери и Савватьев монастырь Тверского уезда предоставили столько же, а по своим масштабам и вотчинам они превосходили Опекалову обитель, следует сделать вывод, что до периода Смуты Опекалов Вознесенский монастырь слыл весьма зажи2 точным. 62 Пашни заросли лесом, деревни опустели. О заброшенности всех земель в Михневом стане Старицкого уезда, где находились основные монастырские вотчины, и запущенности самой обители свидетельствуют Писцовые книги кн. Шаховского. РГАДА. Фонд 281. Грамоты Коллегии экономии. Старицкий уезд. № 57/11697. Тексты документов помещены в Приложении к 12й главе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1