Музыкальная жизнь Твери и губернии

27 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Отечественной войны на территории пустоши, рядом с монастырем, распола9 галась деревня Опекалово. Деревня была довольно большой, около двадцати домов. В настоящее время все эти места безлюдны, заросли кустарником и почти непроходимы. Деревня Опекалово значится лишь на одной карте, выполненной в 1924 году. В это время в деревнях России было распространено явление, которое называли крестьянскими выселками. Жители перенаселенных дере9 вень заново обживали места, когда9то заселенные, но пустующие в данный момент. В некоторой степени это было и отголоском столыпинской реформы. Так возродились к жизни все пустоши вокруг Опекаловой: Савкино, Москов9 ка, Муравлиха. А крестьяне села Денежного стали заселять саму Опекалову пустошь, где когда9то была монастырская слободка. Возможно, надгробные монастырские памятники, упомянутые А. К. Жизневским в “Описании Твер9 ского музея” 65 , использовались крестьянами для фундаментов их домов. Туда же могли пойти и каменные ступени, ведущие к речке Бойне, по которым когда9 то монахи спускались за водой. Отчасти это объясняет полное отсутствие вся9 ких следов существования монастыря в наши дни. В процессе исследования были обнаружены не только исторические доказательства, но и рукописи, свидетельствующие о более раннем, чем сере9 дина XVII в., бытовании опекаловского распева. Это списки одного из трех песнопений свода, но без ремарки “опекалов”. Речь идет о “Трисвятом надгробном”. Оба обнаруженных списка относятся к дораскольному времени, почти вплотную примыкая к 1653 году – дате начала никонианской реформы. Обе певческие рукописи –Обиходы 66 . Опекаловское песнопение следует последним в трех вариантах “Трисвятого”. Первый вариант, видимо, наиболее древний, с оборотным знаком “Э”; второй – с ремаркой “Ин розвод”; третий вариант – опекаловс9 название “Опекаловская пустынь”. По В. И. Далю, “пустынь – уединенная обитель, одинокое жилье, келья, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившагося от сует.” (Там же. С. 542.). Название “пустынь” обозначало и нештатный монастырь. Ныне название Опекалова монастыря сохранилось как урочище Опекалово и значится оно только в атласе Тверской области (масштаб 1 : 100000, изд. 2000 г.). 65 “В прежнее время Опекаловская пустошь называлась Опекаловским приходом. Там много надгробных памятников. К протекающей через пустошь речке Бойне остались каменные ступе2 ни, по которым сходили монахи за водою. Здесь находится деревянная часовня, не значащаяся по документам”. См.: “Описание Тверского музея” А.К. Жизневского . М., 1888. № 618. С. 139. 66 РГБ. Ф. 354. № 144. Вологодское собрание. Обиход на крюковых нотах. Л. 5172520. Красной киноварью читается надпись: “В Великую Субботу. На утрени. Славословие. Великое. На выход. Со Евангелием. Тресвятое. Надгробное” ; ГАТО. Ф. 1409. № 1044. Обиход на крюковых нотах. Л. 396 об.2398 об. Надпись “Выход со Евангелием. Поем Трисвятое надгробное”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1