Музыкальная жизнь Твери и губернии

28 кий – с ремаркой “Ин болшой роспев” 67 . Интересно, что после песнопений “Трисвятого” в обеих рукописях следуют пять (!) вариантов стихиры “При9 идите ублажим Иосифа” и ни одна из них не является опекаловской. Вероят9 но, из9за протяженности опекаловской стихиры (она длится примерно 22 минуты, тогда как остальные варианты небольшие, минут по восемь9десять) переписчики (или распевщики) предпочитали более лаконичные переводы. В песнопении “Многолетствование” Обихода Тверского собрания упо9 минаются имена царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны (Милославской), первой жены царя: “Много летна соблюди Господи и поми/ луй благовернаго царя и великаго князя Алексея и благоверною царицу и великую княгиню Марию и их благородных чада. Спаси Господи митропо/ лита нашего имя рек и всея христианы Господи спаси” 68 . Брак царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской был заключен в 1648 году. В 1649 г. у них рождается первый сын Дмитрий, затем дочь Евдокия (р. 1650) и дочьМарфа (р. 1652). Обращает внима9 ниеотсутствиевтекстепеснопенияименивсероссийскогопатриарха.Этоможнообъяс9 нить тем, что после смерти патриарха Иосифа в 1652 году некоторое время (точнее, с апреля до конца августа 1652 года) в России действительно не было патриарха. Отчасти его обязанности исполнял новгородский митрополит Никон, который по9 том, осенью 1652 г. был избран на патриаршество 69 . Таким образом время заверше9 ния рукописи Обихода Тверского собрания можно определить довольно точно – в промежуток между апрелем и августом 1652 года. Можно сделать и достаточно определенные предположения о месте создания этой рукописи. Листы 322 (оборот) и 3239й содержат текст чина “Заздравная чаша”: “[…] О здравии благочестивому царю и великому князю Алексею Михайловичю всею России самодержцу. Творимо есть. В честных и великих монастырех. Наипаче же в велицей лавре и преподоб/ наго и богоноснаго отца нашего Сергия чюдотворца иже в Маковце […]” Комментарий писца наводит на мысль, что данный чин совершался в крупных ставропигиальных монастырях после Литургии, иными словами, рукопись была написана в Москве. В Обиходе Вологодского собрания, в том же “Многолетствовании”, имя царя Алексея Михайловича также упоминается, но на месте царицы стоит выражение “имярек” 70 . Следовательно, рукопись Вологодского собрания со9 67 В другом случае – «Ин перевод. Болшее знамя». 68 Л. 314 об.2315. 69 См. об этом: Д.Ф. Полознев. Русская православная церковь в XVII веке / Православная энциклопедия. М., 2000. С. 88–89. 70 Л. 4012401 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1