Музыкальная жизнь Твери и губернии
29 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) здавалась раньше, в период с 1645 до 1648 года, когда царь еще не был женат. Ремарки “Опекаловский” нет и в этой рукописи, хотя свод песнопений тот же самый, с “Трисвятым” опекаловского распева. Очевидно, что “Трисвятое надгробное” опекаловского распева было не только известным, но и популярным в среде распевщиков. Кроме того, пес9 нопения опекаловского распева, несомненно, возникли ранее середины XVII столетия. Если предположить, что, по крайней мере, лет двадцать могло пона9 добиться на распространение песнопений по спискам, то опекаловский распев начал переписываться и распространяться как раз в период после Смуты. А значит, возник он гораздо раньше, в “досмутные” времена… Интересный случай имеет место в одной певческой рукописи: наря9 ду со стихирой “Приидите ублажим Иосифа”, помеченной ремаркой “опека9 ловской”, значится и “Трисвятое” опекаловского распева, но без ремарки 71 . Кроме того, список стихиры имеет вариант распева: оборот 183 листа помечен ремаркой “ин перевод”, за которой следует “розвод” песнопения со слов “покланяемся страстемо” 72 . Видимо, переписчику было известно опекаловское происхождение стихиры и не известно опекаловское происхождение “Трисвятого”. Возможно, ремарка недавно была пущена в ход, и писец еще не обладал полным знанием. Тем не менее, он знал “розвод” стихиры и счел необходимым переписать его наряду с основным списком. Н.П. Парфентьев указывает еще на одну рукопись стихиры “При9 идите ублажим Иосифа” 73 . Она находится в рукописном сборнике из биб9 лиотеки государевых певчих дьяков (РГАДА. Ф. 188. №1683 74 ). На обороте 439го листа указана стихира с ремаркой “Болшой Опекалов”. Список стихиры приводится здесь без варианта “розвода” в конце. Песнопений “Трисвятого” сборник не содержит. Все вышесказанное наводит на мысль, что каждое из двух опекалов9 ских песнопений – “Трисвятое надгробное” и стихира “Приидите ублажим Иосифа” – имело свой путь распространения и свою, не зависимую друг от друга, популярность. “Трисвятое” опекаловского распева входило в блок из трех песнопений, традиционно исполняемых на целование плащаницы и не сопровождалось ремаркой. Стихира же ремарку имела, но зато исполня9 лась далеко не всегда. Текст стихиры был весьма популярным, и к сере9 71 РНБ. Собрание Титова. № 3362. Л. 1782185. 72 На данный момент это единственный список стихиры опекаловского свода, в котором приведен вариант ее распева. 73 Парфентьев Н.П . Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI2XVII вв. Свердловск, 1991. С. 87.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1