Музыкальная жизнь Твери и губернии
30 дине XVII столетия было известно до девяти вариантов его распева, включая опекаловский. О причинах возникновения ремарки “опекаловский” применительно к распеву уместно высказать следующее предположение. После опустения, а, возможно, и разорения монастыря часть братии перебралась в Иосифо9 Волоколамский монастырь. Один из старцев –Зосима 75 – в 1642 году становится игуменом монастыря. Видимо, в этот период (хотя возможно и ранее) он дает некое обещание возродить Опекалову обитель, и после 109летнего пребывания на посту игумена начинает активно строить и восстанавливать монастырь. Усилия Зосимы по возрождениюОпекаловой обители отмечены именно начиная с 1653 года 76 . В 1662 году Зосима, уже не игумен, а просто старец, составляет челобитнуюцарюАлексеюМихайловичуспросьбойразрешитьемуосвятитьвозобнов9 ленную им церковь Вознесения Господня в Опекаловом монастыре: “Государю, царю […] богомолец твой убогой старец Зосима Бога молю и челом бью. Обещался я, убогийбогомолецтвой, разоренойОпекаловмонастырьпостроитьпротвоемно/ голетное здоровье и в приделе построить святаго праведнаго Алексея человека Божия; и как я, богомолец твой, церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа построил и придел святаго праведнаго Алексея человека Божия освятил и со святынеютебе посылал перед походомтвоим, какты изво/ лил итить на службу под Смоленск […]” 77 Возможно, ремарка “опекаловский” исходила именно от старца Зосимы: он знал место бытования и происхождения распева. Будучи инициа9 тором ремарки, Зосима руководствовался мыслью: раз есть имя, есть и почита9 ние. Попутно отметим, что большинство ремарок молитвенных песнопений возникает именно в этот период времени – в середине XVII столетия. 74 Триодь постная и цветная. Нотация крюковая и пометная. Рукопись певческая середины XVII в. 75 Был ли Зосима опекаловским иноком, установить на данный момент не удалось. Старицкий краевед И.П. Крылов в 1915 г. упоминает о старинном кресте из белого известкового камня, установленном на месте гибели настоятеля Опекалова монастыря от рук польско2литовских интервентов. Возможно, крест был установлен старцем Зосимой в пору возрождения Опекаловой обители. Поскольку об этом месте мог знать только очевидец, сделаем осторожное предположе2 ние, что этим очевидцем был Зосима. Где находится крест в настоящее время, не известно. Крылов И.П. Достопримечательности в Старицком уезде. Вып. 2. Тверь, 1915. С. 425. Опекалово. 76 Материалы для истории Тверской епархии…С. 22–23. В соответствии с комментарием П. Строева, Зосима состоял игуменом Иосифо2Волоколамского монастыря с 1642 по 1652 гг. В 1652 г. он был уволен. С 1653 по 1661 гг. жил в Москве и 19 февраля 1660 г. стал восприемником от купели царевны Марии Алексеевны. См.: Строев П . Списки иерархов и настоятелей монасты2 рей Российской церкви. С2Птб., 1877. № 13. Иосифов Успенский монастырь. С. 182–183. 77 Акты Московского государства. Т. III. Разрядный приказ. 166021664. Спб., 1901. С. 483. Обращает внимание фраза Зосимы, где он говорит о разоренном Опекаловом монастыре. Возможно, это означает, что обитель уничтожили польско2литовские интервенты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1