Музыкальная жизнь Твери и губернии

31 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Можно также с достаточной степенью уверенности утверждать, что происхождение третьего песнопения из цикла трех опекаловских – “Достойно есть” – связано именно с усилиями старца Зосимы по возрождениюОпекало9 вой обители. Иными словами, он не только обозначил ремаркой “опекалов” два уже существующих песнопения – “Трисвятое” и стихиру “Приидите ублажим Иосифа” – Зосима стимулировал возникновение третьего песнопения “Дос9 тойно есть”, ремарка которому была им уже уготована. Веским аргументом в защиту более позднего происхождения опекаловс9 кого “Достойно есть” является текст этого молитвенного песнопения. В нем присутствует выражение “без сравнения” вместо прежнего “воистину”, а, как известно, оно появилось в серединеXVII века в период никоновской реформы. Период краткого возрождения Опекаловой обители длился примерно до 909х годов XVII столетия. Потом жизнь там полностью остановилась… Подведем итоги. Опекаловский распев – странный, необычный эпи9 зод в истории древнерусской певческой культуры. До сих пор не нашелся и вряд ли найдется рукописный певческий протограф, который бы прямо свидетель9 ствовал о происхождении опекаловского распева из небольшого монастыря на территории Старицкого удела. Вряд ли обнаружится также рукописное под9 тверждение покровительства монастырю князей Старицких. Тем не менее, гипотеза о возникновении и бытовании опекаловских песнопений на территории Опекалово9Вознесенского монастыря хорошо ложится на имеющиеся факты. Возникнув внутри Старицкого княжества, этого последнего феодаль9 ного удела, свод из двух опекаловских песнопений стал духовным и музыкаль9 ным знаком – своеобразным “отсветом” заката феодальной эпохи Древней Руси. Благодаря усилиям просвещенного старца Зосимы, опекаловский распев как бы реанимировался сто лет спустя. Третье песнопение, добавившееся к первым двум, отметило краткий период возрождения Опекаловой обители, а ремарка “опекалов”, отныне сопровождающая весь свод, явилась формальным узаконением принадлежно9 сти песнопений Опекалово9Вознесенскому монастырю. И хотя обитель вскоре прекратила свое существование, свод из трех опекаловских песнопений пода9 рил ей духовное бессмертие, став одновременно выдающимся образцом древ9 нерусского певческого искусства, возникшим на тверской земле. На основании собранных исторических данных была составлена таб9 лица, сопоставляющая даты событий вокруг Опекалова монастыря и даты внутри самой обители 78 . Таблица помещена в Приложении к 19й главе. 78 См. также: Дроздецкая Н.К. Опекаловский распев: именование и бытование /Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 80291.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1