Музыкальная жизнь Твери и губернии

32 1.2.2. ИМЕНОВАНИЕ ОПЕКАЛОВСКОГО РАСПЕВА Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья… Борис Пастернак . Охранная грамота Многие имена древнерусских музыкантов9распевщиков перечисляются в трактате XVII века “Предисловие откуду и от коего времени начася быти в нашей Рустей земли осмогласное пение”: братья Савва и Василий Роговы, Федор Крестьянин и Иван Нос, Стефан Голыш и Иван Лукошко, а также Маркел Безбородый…И все9таки, одно имя из всех перечисленных, осталось, к сожалению, неназванным. Об этом человеке лишь сказано, что “во Твери диякон зело был мудръ и благоговеин, тот де роспел стихеры евангелския…” 79 К сожалению – нашему, ибо для автора трактата указывать имя распевщика казалось не столь важным. Важнее было упомянуть о том, что тот “роспел” евангельские стихиры. Анонимность – первое, с чем сталкивается исследователь в попытке атрибутировать древнерусское песнопение. Тем не менее, даже в поимено9 ванных распевах, при наличии названия, возникает не меньше вопросов. Как интерпретировать заглавное имя? На что, например, могут указывать ре9 марки “опекалов”, “опекалово”, “апекалово” в древнерусских певческих рукописях? Об интерпретации “опекаловской” ремарки как авторской и как “гео9 графической” речь шла выше. Однако, географическое толкование ремарки тре9 бует определенной корректировки. Обратимся к трудам С.С. Аверинцева 80 . В одной из своих последних работ он предлагает истолковывать имя как знак культовой или юридической обрядности. В этом случае имя является эквивалентом реальности, эквивален9 том именуемого лица. Лицо понимается не как “личность” в смысле “индиви9 дуальности”, а как “некое присущее лицу и делегируемое им через имя достоин9 ство, auctoritas (авторитет – Н.Д. )” 81 . Имя “автора” является в то же время как бы знаком “авторитета”, а поскольку “авторитетом” в конечном счете, распоряжается культовая и гражданская община, она правомочна распоря9 жаться и именем. В качестве примера исследователь рассматривает название библей9 ского сборника псалмов царя Давида. Несмотря на то, что в тексте самого 79 Музыкальная эстетика России XI2XVIII веков. М., 1973. С. 42. 80 С.С. Аверинцев . Автор и авторитет // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 105–125. 81 Там же. С. 106.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1