Музыкальная жизнь Твери и губернии

34 ственной инициативы) и послушания мало совместимы в пределах монастырс9 кого «благочиния», – заключает исследователь И. А. Чудинова 84 . – Ха9 рактерные черты монашеского жития – опыт «смирения» и «невладения» – формируют в области музыкального творчества своеобразную исполнительс9 кую и слушательскую ориентацию. Монастырский слушатель – это такая «аудитория», стремление завладеть вниманием которой отсутствует у испол9 нителя” 85 . Таким образом, владельцем и автором свода опекаловских песнопе9 ний становится сам Опекалов Вознесенский монастырь. Имя монастыря, вы9 несенное в название распева, подтверждает факт бытования указанных пес9 нопений, а возможно, и их происхождение на территории Опекаловой обители. В то же время факт новгородского их бытования в XVII в. не кажется удивительным, потому что певческая среда была весьма подвижной. По этому поводу Н.П. Парфентьев замечает: “Типичным явлением для монастырских хоров было постоянное обновление состава. Клирошане переходили из обители в обитель, принося с собой традиции пения, иногда из отдаленных районов России. На основе нового интонационного материала, его синтеза с местным появлялись распевы, за которыми закреплялись наименования тех монасты9 рей, в которых они зародились и сохранялись” 86 . О том, что ремарка “опекаловский” была значимой и не требовала дополнительных объяснений в культурной среде во второй половине XVI9 нач. XVII вв., говорит такой факт. В Синодике Иосифо9Волоколамского мо9 настыря, в поминальном списке монашеской братии за 1597 год, значится имя инока Рафаила 87 . Над ним пометка киноварью – “опекаловский”. Обращает внимание то, что из всех многочисленных “красных ремарок”, указывающих на происхождение монаха (ржевитин, новоторжец, тверитин, холоп, из села такого9то), только три указывают на монастыри: “савватьев9 ский”, “хутынский” и – “опекаловский”. Эти ремарки не содержат географи9 ческих указаний очевидно потому, что упомянутые обители были хорошо из9 вестны в монастырском мире и пользовались там авторитетом. Можно предположить также, что инок Рафаил перешел в Иосифо9Волоколамский 84 Чудинова И.А. День соловецкого клирошанина (“клиросское житие” и “житие монашеское” по архивным документам и рукописям Соловецкого монастыря XVII–XVIII вв.) // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 103. 85 Там же. С. 105. 86 Парфентьев Н. П. … С. 40. 87 Синодик Иосифо2Волоколамского монастыря 1597 года. РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. № 559. Л. 212 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1