Музыкальная жизнь Твери и губернии
35 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) монастырь из Опекаловой обители где9то в середине 809х годов и там окончил свой жизненный путь 88 . Обращает внимание также сходство “опекаловских” ремарок: и в случае обозначения распева, и в случае комментария к имени монаха моти9 вировка ремарки одна и та же – фиксация происхождения. Имя “Опекаловское”, “Опекалова пустынь” сохранилось за селом Денежным (бывшей вотчиной Опекалово9Вознесенского монастыря) и быто9 вало очень долгое время. В фонде Тверской духовной консистории было обна9 ружено дело “О покраже имения из церкви Вознесения Опекаловой пустыни Старицкого уезда”, датированное 1751 годом 89 . В том же фонде было изучено дело “О произведении ученика Федора Опекаловского во священника”, датированное 1780 годом 90 . Федор Опекаловский – внук священника Федора Еремеева, учившийся в Тверской духовной семинарии и впоследствии сменивший деда на этом посту. Фамилия Опекаловский была дана ему по месту происхождения. Имя “Опекаловский”, таким образом, из ремарки, фиксировавшей происхождение и бытование распева, со временем превратилось в духовный символ Вознесенского монастыря, продолжавший жить и после его разорения и опустения. Память о древней православной обители на тверской земле сохра9 нялась и поддерживалась в сознании народа вплоть до эпохи воинствующего атеизма в первой половине XX века. 88 Упоминание об иноке Рафаиле также читается на последнем листе певческой рукописи 1596 года, ныне хранящейся в ГИМе (Епарх., 205): “105 году ноября 21 день преставися Родион Павлов во инацех Рафаил”. Инок Рафаил упоминается и в Синодике Иосифо2Волоколамского монастыря (1646), заказчиком рукописи которого был игумен Зосима (ГИМ, Епарх., 413. Л. 90): “Ноября в 21 день [давать корма] по иноке Рафайле новоторжце […]. Однако, Рафаил опекаловский и Рафаил новоторжский – разные люди. В Синодике игумена Зосимы инок Рафа2 ил упоминается наряду с влиятельными фигурами того времени, например, семейством бояр Полевых, по которым тоже давался корм. Это означало, что инок Рафаил внес большой денеж2 ный вклад в монастырь. И действительно, “новоторжский сведенец в Москву – торговый чело2 век Иродион Павлов дал в монастырь 100 рублей”. См. об этом: Зимин А.А. Крупная феодаль2 ная вотчина и социально2политическая борьба в России (конец XV2XVI в.) Москва, 1977. С. 151. 89 ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. № 1267. По архивным данным, бывшая монастырская церковь Вознесе2 ния Господня была перенесена из Опекаловой пустоши в село Денежное (Никольское) в период возобновления монастыря после 1653 года. 90 ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. № 1272.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1