Музыкальная жизнь Твери и губернии

36 1.2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕКАЛОВСКОГО РАСПЕВА И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГО БЫТОВАНИЯ Опекаловский распев объединяет три молитвенных песнопения: “Трисвятое надгробное”, “Достойно есть” и стихиру на целование плащаницы “Приидите ублажим Иосифа” 91 . Четвертое песнопение – “Херувимская”, упоминавшееся в некоторых источниках 92 как опекаловское, до сих пор считалось не найденным. В “Описании Тверского музея”, составленном А. К. Жизневским, удалось обнаружить достаточно подробные записи о трех предметах, хра9 нившихся в музее и, по мнениюЖизневского, связанных с Опекаловым мона9 стырем: крюковом сборнике, колоколе и печати. При этом выяснилось, что предметы отнюдь не связаны друг с другом, к тому же могли и не относиться к Опекаловскому монастырю, как это можно было бы предположить исходя из описания 93 . В соответствии с описанием Жизневского сборник крюковых нот “состоит из собрания разных песнопений и церковных служб […] На 109м листе, над «Иже Херувимы», сделана надпись черными чернилами: «коро9 левой плач», […] на обороте 379го листа песнь «Святый Боже» озаглавле9 на «Опекаловская», подобно тому, как на обороте 389го листа озаглавле9 но: «Киевская» – над «Взбранной воеводе», а на обороте 459го листа над «Достойно» сделана надпись киноварью: «Тихвинская»; […] на 409м ли9 сте находится кондак «Иже неизреченною мудростию […] Благослови бла9 говерного царя нашего и великого князя Федора Алексеевича»” 94 . В собра9 нии областного архива нами обнаружена певческая рукопись, которая полностью совпадает с описанием А.К. Жизневского (ГАТО. Ф. 1409. Оп. I. № 247). 91 Песнопения опубликованы: Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Прилож. 1; Он же . Образцы древнерусского певческого искусства. М., 1971. С. 1242125; Монастырские напевы XVI–XVII веков // Традиции русского церковного пения. Вып. II. Перевод крюкового письма Г. А. Пожидаевой . М., 2002. С. 41243. 92 Зверинский В.В. Материал для историко2топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: Т. III. Спб., 1890. С 121. См. также: Материалы для истории Тверской епархии (Прибавление к Тверским епархиальным ведомостям) / Сост. Самбикин Дм. Тверь, 1898. С. 22–23. Источником сведений в том и другом случае явилось “Описание Тверско2 го музея А.К. Жизневского ”. Москва, 1888. № 637. С.145. Думается, что название “Херувимс2 кая опекаловского напева ” (выделено мной – Н.Д. ), упомянутое у А. Жизневского, соответ2 ствует общеупотребительной терминологии того времени. 93 Описание Тверского музея… № 637 (С. 145) и № 618 (С. 139). 94 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1