Музыкальная жизнь Твери и губернии

37 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Из цитированной записи совершенно очевидно, что песнопение “Иже Херувимы” не опекаловского распева. Ремарка “опекаловское” отно9 сится к песнопению “Святый Боже”, уже известному нам как “Трисвятое над9 гробное”. Видимо, в описание рукописи вкралась ошибка, которую впо9 следствии повторил В.В. Зверинский. Однако, на его данные ссылается И.Ф. Безуглова в своей статье 95 . Кондак с упоминанием имени царя Федора Алексеевича, позволяет более точно датировать рукопись – временем его правления с 1676 по1682 гг. Именно при Федоре Алексеевиче в 1680 г. Опекалово9Вознесенский монастырь был приписан к Волоколамскому Иосифову монастырю. Тем не менее, этот кондак все же не является доказательством того, что сборник крюковых нот принадлежал опекаловской братии, поскольку в кондаках обычно просто указывалось имя на тот момент царствующего монарха. Печать с изображением Вознесения Господня, согласно записи А.К. Жизневского, была найдена на поле в Старицком уезде. Точного указа9 ния места находки нет, так что печать вполне могла и не принадлежать Опека9 ловскому монастырю. Несколько иначе обстоит дело с колоколом. Помимо его описания, в записи А. К. Жизневского есть указание на то, что этот “медный колокол найден на пустоши Опекалово, принадлежащей крестьянам села Денежного Старицкого уезда, где прежде был монастырь” 96 . Таким образом, было установлено, что утерянная “Херувимская опе9 каловского напева” является мифической. Неточность описания древнерусской певческой рукописи, допущенная А.К. Жизневским, породила цепочку неточ9 ностей у исследователей, ссылавшихся на эти ошибочные данные. Несуществу9 ющая “Херувимская” стала источником утверждения о том, что в Опекаловом монастыре сложилась своя певческая традиция, а монастырская братия отли9 чалась активной музыкальной деятельностью. Присмотримся к музыкально9художественной стороне опекалов9 ского распева и попробуем поискать соответствующие образцы в других сферах древнерусского искусства этого периода. Мы сразу же обратим внима9 ние на изделия мастерской лицевого шитья, которую возглавляла княгиня Ефросиния Старицкая. Первое, что бросается здесь в глаза – выбор трагичес9 ких евангельских тем. Два первых песнопения опекаловского свода словно перекликаются с тематикой плащаниц и покровов, которые в это же самое 95 И.Ф. Безуглова. Опекаловский роспев…С. 196. 96 Описание Тверского музея… № 618. Церковный медный колокол, весом 2 […] фунта (ок. 1,5 кг), вышиною 3 3/8 вершка (приблизительно 14 см), в диаметре 2 2/4 вершка (прибл. 11см), с одним ушком, величиной 1 5/10 вершка (прибл. 7см) четырехугольной формы в виде ромба с таким же отверстием величиною 5/8 вершка (прибл. 1,5 см).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1