Музыкальная жизнь Твери и губернии

38 время создавались в мастерской княгини Ефросинии. Исследователь Н.А. Маясова по этому поводу замечает: “Следует подчеркнуть некоторые, характерные для этой мастерской особенности. Прежде всего, необходимо ука9 зать на ту необыкновенную психологическую напряженность, которой отмече9 ны крупные произведения, вышедшие из мастерской Старицких. Причем, эта напряженность как бы нарастает от иосифо9волоколамской плащаницы, через смоленскую и троицкую, к кирилло9белозерской. Интересно, вообще, особое внимание, уделенное здесь теме “оплакивания”, пожалуй, наиболее трагичной из всех евангельских сюжетов, и, по9видимому, наиболее соответствовавшей переживаниям вкладчиков – удельных князей, обреченных на гибель в ходе образования единого русского государства” 97 . К этому добавлю, что два песнопения опекаловского свода – “Трисвятое надгробное” и стихира “Приидите ублажим Иосифа” – также от9 личаются повышенной экспрессивностью. Трагичность темы явно ощущается в общей напряженности молитвенного высказывания, низкой певческой тесси9 туре, выборе крюковых попевок, сцепляемость которых рождает ярко выра9 женный “минорный колорит” звучания. Опекаловские песнопения словно овеяны печалью и даже скорбью. Эмоционально окрашенная их интонация не свойственна ни церковным песнопениям этого исторического периода, ни знаменному распеву в целом. Возможно, мы встречаемся здесь с уникаль9 ным случаем и имеем дело с гениальным творением древнерусского мастера9 распевщика. Оба указанных песнопения входили в службу “Святой Великой Субботы” и звучали раз в году 98 . После исполнения “Трисвятого надгробного” обычно следовала стихира на целование плащаницы “Приидите ублажим Иосифа”. Скорее всего, песнопение “Трисвятое надгробное” создавалось первым, потому что стихира на целование плащаницы в длительном распеве слова “плач” заимствует крюковую строку (попевку) “Трисвятого”, а не наоборот. Кроме того, оба песнопения принадлежат Большому распеву, и их завершает традиционное для этого распева заключение – так называемое лицо “царский конец”. Следует также отметить четкую структуру “Трисвято9 97 Маясова Н.А. Мастерская художественного шитья князей Старицких // Сообщения Загорского художественного музея2заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С.60. 98 “Трисвятое” опекаловского распева отдельно от стихиры, и помимо указанной Страстной недели, исполняется на богослужениях еще дважды в году: оно звучит также на Крестопоклон2 ной (третьей) неделе Великого поста и на утрене в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О пении стихиры “Приидите, ублажим вси” во время цело2 вания мощей в Великую пятницу на пятом часу в Иосифо2Волоколамском монастыре упомина2 ет Е. Романенко в своей книге “Повседневная жизнь русского средневекового монастыря” М., 2002. С. 190.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1