Музыкальная жизнь Твери и губернии

39 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) го”: песнопение состоит из трех повторных строф плюс завершения (своеобраз9 ной коды, которую образует лицо “царский конец”) . Стихира на целование плащаницы “Приидите ублажим Иосифа” звучит в пределах от 219й до 249х минут. Если принять во внимание, что ритуал целования плащаницы занимал около двух минут (два земных поклона – целование – один земной поклон) и по уставу монахи подходили к плащанице попарно, можно предположить, что в монастыре на тот момент обитало при9 мерно два десятка насельников. Хотя, конечно, песнопение могли и повторять, кроме того, могли и ориентировать темп исполнения на конкретную ситуацию, т. е. замедлять или ускорять… Интересно сопоставить третье песнопение “Достойно есть” опека9 ловского распева со стихирой по 509м псалме “Благовестит Гавриил” (РНБ. Собр. Титова. № 1231. Л. 157). На их интонационное сходство обратил вни9 мание исследователь Д. А. Григорьев 99 . “Достойно есть” не имеет интонацион9 ных связей с предыдущими песнопениями опекаловского распева, однако его сходство с указанной стихирой очевидно. В первую очередь, это большой фраг9 мент (начальная попевка) с самого начала того и другого песнопений. Кроме того, оба песнопения заканчиваются одним и тем же словесным и мелодичес9 ким кадансом (ср. крюковую нотацию слов “айне9не9айно”). Н.П. Парфентьев ссылается еще на один список стихиры на Благове9 щение с ремаркой “новгородцкой” 100 . При сличении этого списка с опекаловс9 ким “Достойно есть” также выявилось их интонационное сходство в начальной строке (ср. крюковую нотацию слов “Благовестит Гавриил. Обрадованнии…” и “Достойно есть яко воистину…”). Косвенным доказательством новгородского бытования опекаловско9 го распева является песнопение под названием “Путь столповой. Новго9 родской. Волынка именуема. Трисвятое” (БАН. Собр. Дружинина. № 748. Л. 31 об.). Список песнопения был изучен тверским исследователем Д.А. Григорьевым и впоследствии идентифицирован им как “Трисвятое надгробное” опекаловского распева 101 . Позднее удалось обнаружить упоминание еще об одной “волынке”. Песнопение предваряется ремаркой: “Трисвятое демественное глаголемое волынка. Тако именовати нача от древних учителей” 102 . Однако, при его сли9 99 Сообщено им в устной беседе. 100 См.: Парфентьев Н. П. … С. 38. Примеч. 148. 101 По сообщению Д.А. Григорьева , в беспометной рукописи XVII в. фита “Красна”, употребляе2 мая во 22м и 62м гласах, помечена киноварной ремаркой “волынка” (РНБ. Собр. Титова. № 1231. Л. 90). Однако, по мнению исследователя, распев этой фиты не имеет ничего общего с опекаловским песнопением “Трисвятое надгробное”. 102 Парфентьев Н. П. … С. 171. Примеч. 155.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1