Музыкальная жизнь Твери и губернии

40 чении с песнопением “Трисвятое надгробное” опекаловского распева, также обо9 значенным “волынкой”, демественная и, по9видимому, настоящая “волынка” ока9 залась совсеминой. Указание на волынку в опекаловском списке, скорее всего, было ошибочным. Возможно, переписчика смутило одинаковое название – “Трисвя9 тое” – двух разных распевов. Тем не менее, ремарка “новгородское”, помещенная над опекаловским песнопением, свидетельствует о его популярности в среде рас9 певщиков (РГАДА.Ф. 188. Оп. 1.№1696. Л. 33 об.). Н.П. Парфентьев в своей книге приводит примеры новгородского бытования песнопений Большого распева 103 : “[…] лишь в Великую Субботу отмечается пение дьяками “большого Трисвятого[…]” 104 . Далее он замечает: “В «Царственной книге» говорится, что в день смерти великого князя Василия Ивановича 4 декабря 1533 года велено было «диаком его певчим большой станице стати в дверех у комнаты, и начаша пети ‘Святый Боже’ большую” 105 . На вероятность исполнения именно опекаловского “Трисвятого” указывает не только обозначение Большого распева, но и время исполнения – Великая Суббота на Страстной неделе 106 . Приметы новгородского бытования опекаловского распева, однако, не ставят под сомнение то определяющее влияние, которое оказала на них московская профессиональная певческая школа 107 . Наиболее близким культур9 ным центром к Старицкому уезду, в котором был расположен Опекалово9 Вознесенский монастырь, была Москва 108 . Скорее всего, именно оттуда мог придти в монастырь талантливый мастер9распевщик, великолепно ориентиру9 ющийся в своде бытующих песнопений. 103 Напомню, что первые два – “Трисвятое” и стихира “Приидите ублажим Иосифа” – из трех “опекаловских” песнопений относятся к Большому распеву. 104 Н.П. Парфентьев цитирует документ под названием “Чиновники Новгородского Софийского собора”; предполагают, что он создавался в 202е –302е гг. XVII в. См.: Парфентьев Н.П …. С. 28. Примечание 81. 105 Там же. С. 82. Примечание 235. “Царственная книга, то есть Летописец царствования царя Иоанна Васильевича”, в соответствии с указанием Н.П. Парфентьева, была написана в 15702е годы. Исследователь подчеркивает , что если этот факт соответствует истине, то 1533 год следует считать самым ранним упоминанием исполнения песнопений Большого распева. Тем не менее, полностью доверять упомянутому факту нельзя: писец мог указать на современное ему, бытующее песнопение, записав его исполнение сорока годами ранее. 106 Одно из названий опекаловского “Трисвятого” – надгробное. 107 Г.А. Пожидаева . Пространные распевы Древней Руси XI2XVII веков. Москва, 1999. С. 149. 108 Связь Старицы с Москвой была всегда довольно прочной, однако, она заметно усилилась во второй половине XVI века: “Наряду с макарьевским и чудовским комплексами русского полу2 устава, для XVI в. являются характерными и почерки рукописей старицко2московской писцовой школы. Эти рукописи датируются 80290 годами XVI в. и связаны с именем патриарха Иова. […] Служебник 1588 г. […] написан «по благословению» и непосредственно для бывшего тогда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1