Музыкальная жизнь Твери и губернии

41 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Как на место, где традиции Новгорода и Москвы переплетались, укажем на Иосифо9Волоколамский монастырь, известный своими книжника9 ми и певчими. Несомненно, что в XVI в. музыкальные связи Опекалова и Иосифова монастыря имели место. Но прямого указания на это отыскать не удалось 109 . Богатая мелизматика опекаловских песнопений позволила сделать далеко идущие выводы исследователям И.Е. Лозовой и Е.Ю. Шевчук: “В церковном пении второй половины XVII в. параллельно существовали два направления – традиционное и новое, зависимое от западноевропейской куль9 туры. Среди авторов монодийной композиций этого времени – цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, распевщик усольской школы Фаддей Субботин. В поздней знаменной монодии мелизматического типа (Большой распев) зародились черты, близкие стилистике барокко, – отход от каноничес9 ких формул и «изобретение» мелодического материала, риторичность мелоса, склонность к сквозному мотивному развитию, сменившему попевочную моза9 ичность традиционной версии столпового распева, ощущение единства компо9 зиции (см. опекаловский распев )” 110 . При всей спорности приведенного выше суждения 111 , в нем обращено внимание на то, что опекаловские песнопения отличает смелая и яркая мелоди9 ческая линия, а также гибкое ладовое мышление их автора. Исходя из этого, можно сделать вывод, что опекаловский распев во многом предвосхитил более поздние пути развития знаменного распева в целом. митрополитом московским и всея Руси Иова писцом Мисаилом Гневашевым. Поскольку писец называет себя «старичениным», то представляется вероятным, что работа велась им в Москве, иначе незачем было бы писцу специально оговаривать свое происхождение из Старицы”. Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV2XVII вв. Русский полуустав // Труды Государственного Исторического музея. М., 1999. Вып. 108. С. 31. 109 В поисках мест бытования опекаловских песнопений было просмотрено собрание рукописей Иосифо2Волоколамского монастыря, хранящееся в ГИМе и РГБ. Мы искали списки двух пер2 вых песнопений – Трисвятого и стихиры “Приидите ублажим Иосифа” – в певческих рукописях конца XVI века, но безрезультатно. Стихира “Приидите ублажим Иосифа” была обнаружена в двух сборниках, однако, оба списка не были “опекаловскими”: в первом случае стихира была со знаком “Э”, во втором – в 52м гласе. См.: РГБ. Ф. 113. № 63 (238). Л. 446 об.2 447 об. А также: РГБ. Ф. 113. № 69 (257). Л. 92 об.2 93 об. 110 И.Е. Лозовая, Е.Ю. Шевчук. Церковное пение / Православная энциклопедия. М., 2000. С. 605. 111 Как уже говорилось, опекаловский распев возник почти на 100 лет раньше – в конце XVI столетия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1