Музыкальная жизнь Твери и губернии

48 1. Подьячий, Цыган, Демон; 2. Поп, Дьячок, дети Попа, Пристав; 3. Посадский, Слуга, Литвин; 4. Раскольник и Чёрт. Весьма примечательным является то, что термин “опера” в данном случае, т.е. в первой половине XVIII века, интерпретировался совсем в ином ключе, чем сейчас. Под оперой понималась пьеса, разрабатывающая извест9 ный в русской литературе сюжет романа об Александре Македонском. Опера сопровождалась небольшими интермедиями, в которые могли вставляться раз9 личные музыкальные номера 118 . Некоторое пояснение об истоках интермедий можно найти в следующем высказывании: “Тамошним жителям (итальянцам – Н.Д.), которые всегда только о новых веселиях стараются, показалась совершенная опера 119 уже чрезмерно важна. Надобно было нечто вымышлять, чтобы смотрителей 120 , которые пред9 ставляемыми пристрастиями в особливое чувствие приводятся, во время самого действия могло несколько успокоить, и при важных размышлениях увеселить некоторыми шутками. В самую оперу того примешивать без умаления ея красоты было не можно. Того ради выдумали новое представление, которое до оперы весьма не надлежит, но имеет особливое веселое содержание и может иногда на две, а иногда и на три части разделено быть. В таких интермедиях выходят обыкновенно только две персоны, а именно буффо и буффа, которые какой9 нибудь веселый случай представляют ариями и рецитативами, и чрез то как смот9 рителям, так и оперистам дают время к успокоению от важных представлений” 121 . Например, в первом явлении тверского семинарского спектакля Филипп Македонский жалуется на жестокую фортуну, которая не дала ему сына9наследника. По совету министра он призывает жреца, который утешает его, предсказывая рождение сына Александра. Далее следует интермедия, которая в тверском спектакле именовалась как “Интерлюдиум или игралище первое”. Интересно, что тексты интермедий были, по9видимому, сочинены тверскими семинаристами, тогда как сама пьеса об Александре Македонском принадлежала их учителю, преподавателю кафедры пиитики Ивану Лятошевичу. Тот был вызван в Тверь архиепископом Митрофаном к началу 118 См. сборник статей: Старинный театр в России XVII2XVIII вв. Петроград, 1923. С. 932143. 119 Здесь речь идет об опере2seria (сериа), или так называемой “серьезной опере”. 120 Смотрителями в данном случае именуются зрители и слушатели, оперистами – участники спектакля на сцене. 121 Старинный театр в России. Указ изд. С. 1512152.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1