Музыкальная жизнь Твери и губернии

49 Г л а в а 2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII 2 НАЧАЛЕ XX ВВ. 17459го учебного года из Киевской духовной академии и вел здесь занятия кафедры пиитики вплоть до 1748 г. 122 Прямых доказательств нет, однако, можно предположить, что во время интермедий исполнялись канты, сочиненные тверскими семинариста9 ми. Название российских кантов происходило от польских “кантычек”, утвердившихся в практике украинского школьного театра и проникших затем в Россию в первой половине XVIII века. Иногда такие канты назывались псальмами ввиду использования в них текстов библейских псалмов. Один из кантов, сочиненный тверскими семинаристами в честь архиепископа Митрофана Слотвинского дошел до наших дней и ныне хранится в Тверском областном архиве 123 . Более подробные сведения о Митрофане Слотвинском можно найти в книге В. Колосова 124 . Там же опубликована стихотворная ода некоего Стефана Петрова, одного из учеников семинарии, прославляющая деятельность преос9 вященного Митрофана. В таком же пышном велеречивом стиле написан и текст канта. Он заслуживает того, чтобы привести его полностью: Яви град Тферь лице красно! Возгремев весело, пой весело, гласно, Что столь многоплодни В тебе свободни Цветут науки, Столь тебе вечно полезни, Столь Отцу всех благ любезни. Пой сердцем играя, Что тем вся благая Имашь без скуки. 122 В ноябре 1776 г., через год после того, как Тверь стала центром наместничества, а затем и вновь образованной губернии, произошло событие, ставшее примечательным для всей твер2 ской культурной жизни. Усилиями образованной и талантливой дворянской молодежи, по иници2 ативе молодого Михаила Никитича Муравьева, в Твери был разыгран театрально2музыкальный спектакль – пьеса Вольтера «Нескромный». Запись о спектакле, с подробным перечнем дей2 ствующих лиц, была сделана собственноручно Муравьевым на защитном листе томика Овидия. Вместе с другими книгами семейной библиотеки Муравьевых, этот том хранится в Научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова. Спектакль сопровождался игрой небольшого музы2 кального ансамбля, состоявшего из трех флейт и, по всей видимости, виолончели, обозначен2 ной ремаркой «Viol». Сам факт тверской постановки «Нескромного» явился симптоматичным для второй половины XVIII столетия – времени, буквально одержимого театром. 123 ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. № 153. См. также: Плотникова Н.Ю. “Пение яко цветы духовные принесем” // Встреча, 1998, № 9. С. 25226. 124 Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1