Музыкальная жизнь Твери и губернии

73 Г л а в а 2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII 2 НАЧАЛЕ XX ВВ. ни проводились курсы, которые практически были для них единственным мес9 том общения, обмена знаниями и опытом. Летом 18849го года губернская управа Твери устроила курсы пения для учителей и учительниц земских школ. Руководителем курсов был при9 глашен Александр Андреевич Архангельский, известный в России хоровой дири9 жер. Курсы пения продолжались два месяца, с 19го июня по 19е августа. Кроме обучения пению, были организованы уроки игры на фортепиано (г9жа Павлова) и скрипке (капельмейстер драгунского полка г. Вавр). К началу курсов прибыло 50 человек (кроме Кашинского, Зубцовского, Калязинского и Вышневолоцкого уездов). Уроки пения давались ежедневно, учителя и учительницы занимались отдельно. Два раза в неделю устраивались общие спевки. В своем отчете земская управа посчитала необходимым признать результаты работы курсов удовлетворительными во всех отношениях. Из обучавшихся сложился хор, исполнявший церковные песнопения и русские народные песни. Хор два раза пропел обедню в соборе и церкви св. Симеона и, по мнению присутствовавших, исполнение хора было превосходно. Но самое главное – результаты курсов впоследствии могли пригодиться учителям для руководства хором и в деле обучения грамотным навыкам хорового пения. По общему мнению, только на курсах учителя получили ясное представление, каким путем надо идти, чтобы правильно обучать пению в школе. Сам А. Архангельский писал в отчете, что он начал с упражнений по постановке голоса, затем последовали несколько уроков музыкальной гра9 моты. Не менее важной представлялась и другая задача: развить слух и музы9 кальный вкус учащихся. Поэтому Архангельский несколько занятий посвятил гармонии и, в конце концов, остановился на произведениях “духовного содер9 жания” и народных песнях. Чтобы научить фразировке и ясному, отчетливому произношению слов, Архангельским были выбраны “Достойно есть” и “Иже херувимы” (№№ 6 и 7) Д. Бортнянского, а также “Тебе поем” самого Архангельского. “Они были разучены для строгой выдержки в постепенном уменьшении и замирании звуков”, – записано в отчете земской управе. Другими словами, здесь идет речь о филировке, т.е. о работе над равномерно текущим и долго выдержанным звуком. Сила звучания или определенная вокальная позиция должна сохра9 няться и при постепенном затухании звучания, т.е. diminuendo. Из русских народных песен были разучены “Что цвели то цветики”, “Уж ты воля, моя волюшка” из сборника Т. Филиппова 205 в переложении 205 Тертий Иванович Филиппов (182521899) – уроженец г. Ржева, собиратель, исполнитель и пропагандист русских народных песен. Автор “40 народных песен, собранных Т.И. Филиппо2 вым и гармонизованных Н.А. Римским2Корсаковым”. Спб., 1882.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1