Музыкальная жизнь Твери и губернии

74 Архангельского и “Во лузях” из сборника Мельгунова. Для практики была изучена и пройдена вся “Литургия”. В заключение отчета А. Архангельский указал на порочность метода обучения “с голоса”, как это делается большей частью в школах. Он советовал использовать для показа, для выработки чистого интонирования какой9либо музыкальный инструмент, например, гармонию9флют 206 , фортепиано или скрипку 207 . Через год курсы вновь состоялись, и снова на них был приглашен А. Архангельский 208 . Газетный репортер, скрывшийся за литерами “И.И.”, комментировал: “В высшей степени представляется желательным, чтобы такие учительские съезды вошли в обычную практику Тверского земства, и чтобы по благому примеру явилось как можно больше подражаний, и не в одной только сфере земского самоуправления. По крайней мере, здесь, в Твери очень удобно и легко могло бы присоединиться к этому делу православное братство благоверного князяМихаила, которое в силу своего устава обязано озабо9 титься устройством школы регентов и церковных чтецов”. Далее репортер выска9 зывал недоумение, почему не было дьяконов на концерте. Ведь на них предпола9 галось возложить дело обучения пению в церковно9приходских школах. Летние курсы продолжались два месяца и закончились публичным концертом. В первом отделении концерта была исполнена Литургия, певческая сторона которой была приспособлена для сельских школьных хоров. Потом песнопения Д. Бортнянского – “Херувимская № 3”, “Достойно есть” и при9 частный стих “Хвалите Господа с небес”. По просьбе слушателей “Херувимс9 кая” была повторена. Во втором отделении хор спел романс Н. Римского9Корсакова “Чу! Слышь, как жавронок поет” и пять русских народных песен из сборника Мельгунова и Филиппова, переложенных самим Архангельским. Газетный репортер оценивает чрезвычайно удачный выбор руководителя курсов – регента Петербургской почтамтской церкви А.А. Архангельского, поскольку тот разучил прежде всего обедню, взяв ее из “Обихода” Бахметьева 209 и переложил таким образом, чтобы ее смог исполнить детский хор с одним взрослым – учителем9регентом (бас и те9 нор пели в один голос). 206 Гармония2флют – разновидность фисгармонии с флейтовым регистром. 207 Доклад губернской земской управы о курсах пения, устроенных под руководством А.А. Архангельского . Тверь, Земская типография, 1884. 208 Тверские губернские ведомости. 1885, № 60.С. 6. 209 Николай Иванович Бахметев (Бахметьев) – 180721891 – директор Придворной певческой капеллы в Петербурге. Ему принадлежит редакция “Обихода нотного церковного пения”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1