Музыкальная жизнь Твери и губернии
76 Во 29м отделении исполнялись песни славянских народов. Второй концерт хора Архангельского был дан по желанию публики, и в нем прозвучало много духовных песнопений самого Александра Андрееви9 ча Архангельского. Рецензент отметил, что во время антракта публика ожив9 ленно сравнивала хор Архангельского с Московским хором Чудовских певчих, концерт которого состоялся чуть раньше – в 1896 году 212 , признавая пение Чудовского хора более церковным. Кроме того, рецензент высказал пред9 положение, что курсы народных учителей земских школ, которые проводил А.А. Архангельский в Твери несколькими годами ранее, подвели его к необхо9 димости реформировать состав церковного хора и ввести туда женские голоса. Смешанный хор Архангельского в свое время вызвал бурные споры: счита9 лось, что женские голоса отнюдь не способствуют созданию церковности в пении. Скорее напротив, они придают ему некую театральность звучания. В рамках 29го епархиального съезда в июле 1899 г. в Твери вновь состоялись краткосрочные певческие и педагогические курсы. Однако, они про9 шли уже без участия А. Архангельского. 2.5.2. ТВЕРСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ Острая необходимость в профессиональном музыкальном образова9 нии стала ощущаться всеми любителями классической музыки в Твери с самого начала ХХ столетия. Возможно, страстную жажду тверитян учиться музыке стали ощущать даже в Москве, потому что летом 1904 г. известный московс9 кий фортепианный педагог С.Я. Майкапар начал хлопотать об открытии в Твери музыкальной школы. В Тверском областном архиве сохранилось про9 шение С.Я. Майкапара, адресованное губернатору, в котором он просит дать соответствующее разрешение. В это время Самуил Яковлевич Майкапар жил в Москве и имел диплом свободного художника. Музыкальная школа его име9 ни была открыта в Твери 79го октября 1904 года. Газета “Тверские губернские ведомости” известила об этом самым подробным образом 213 : “Школа Майкапара имеет своею задачею давать обу9 чающимся в ней лицам музыкальное образование. В круг преподаваемых 212 Чудовский хор организовался в Москве еще в 1751 г. Это был хор Московских архиеписко2 пов. Так как московские архиереи проживали тогда в Чудовом монастыре, хор стал называться Чудовским. Название сохранилось за этим хором на все время его существования. В середине и в третьей четверти XIX в. Чудовский хор с голосами мальчиков получил особую известность и популярность. Как и митрополичий, Чудовский хор был исключительно церковным и считался самым лучшим в Москве. См. об этом: Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т.II . История. М.: Православный Свято2Тихоновский Богославский институт, 2004.С. 169. 213 Тверские губернские ведомости . 1905, №6, часть неоф. С.526.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1