Музыкальная жизнь Твери и губернии

8 ческих произведений. До никоновской реформы это были особые знаки – крю9 ки, после реформы – пятилинейная нотация. Певческие книги бережно хранились и переписывались. Часть их находилась в местах службы певцов – в соборах. Наряду с переписыванием уже известных молитвенных песнопений дьяки нередко создавали свои варианты – “роспевы” 4 , которые вписывали в певческие тетради. Однако, основной обязанностью певчих дьяков архиерейских хоров было руководство церковным хором и обучение певчих. В недавно опубликованных “Писцовых материалах Тверского уез9 да” 5 за весь период XVI столетия упоминается только один певчий дьяк Никита Шило, служивший у тверского епископа Акакия (152291567). Он жил в первой половине XVI в. и владел 11 деревнями, т.е. считался весьма состоятельным человеком. “Дозорная книга 1551954 гг.” перечисляет также детей Никиты Шило: “Василия, Илью, Григория, Осипка и Иванка”. Запись указывает также и на то, что “Василий, Илья и Григорий служат царю и великому князю”. В связи с этим документальным свидетельством становится возмож9 ным определить имя доселе неизвестного тверского диакона, упоминающегося в средневековом трактате о древнерусском знаменном пении 6 . Приведу выдер9 жку из текста: “ И мы, грешные, родились и воспитались в нынешние годы восьмой тысячи лет 7 и начали возрастать и сами учиться, и своими уша/ ми услышали про старых мастеров – я говорю о Федоре/попе по прозвищу Христианин, который прославился здесь, в царствующем граде Москве, и был искусен в пении знаменного пения, и многие научились у него, и его сочинения славятся и доныне. И у его учеников, которые нас знают, мы слышали, что он, Христианин, говорил своим ученикам о том, что в Великом Новгороде были старые мастера […]. И [они] жили в царствование благочестивого царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича. И они были у него и с ним в его любимом селе, в Александровой слободе […]. И от тех же учеников Христианина мы слышали, что он им рассказывал про евангельские стихиры: был не/ кто весьма мудрый и благоговейный дьякон в Твери, он и распел еван/ гельские стихиры (выделено мной – Н.Д.)”. 4 В настоящее время общеупотребительным является термин “распев”. 5 Писцовые материалы Тверского уезда XVI в. – М.: Древлехранилище, 2005. С. 154, 224. 6 Предисловие, откуду и от коего времени начася бытии в нашей Рустей земле осмогласное пение, и от коего времени, и от кого пошло на оба лики пети в церкви – привод. по ст.: Ундольский В. Замечания о церковном пении в России. – “Чтения в Обществе истории и древ2 ностей российских”, 1846, № 3. С. 19223. 7 Возникновение трактата датируют второй половиной XVII в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1